В мире насчитывается больше 100 тысяч кораблей. Средний срок службы судна составляет 25-35 лет, дальше наступает момент, когда его содержание в следствии износа, удорожанием ремонта, и других причин, становится нерентабельным. Поэтому ежегодно около 1000 кораблей идут на списание. И если небольшое речное судно еще можно куда-нибудь поставить, чтобы оно тихо мирно догнивало свой век, то с большими морскими судами так уже не получиться. Ну поставите в 1-2 судна в неприметном месте, потом еще несколько, и все берега и пляжи через несколько лет будут заставлены списанными судами, поэтому большая часть списанных кораблей, утилизируется. Утилизация очень опасная и грязная работа. Как же она происходит? Сразу оговорюсь, сегодня мы рассматриваем как разбирают суда в Индии, Пакистане, Бангладеше. В странах где практически никакое экологическое законодательство и дешевая рабочая сила. Судовладельцам выгодна утилизировать корабли тут, это избавляет от лишней подготовки судна, удалению с него всех опасных и ядовитых веществ, и т.д.
Когда корабль отработал свой ресурс, его выставляют на аукцион, на котором владельцы фирм занимающиеся разбором за него торгуются. Побеждает естественно тот, кто предложит большую цену. Такие корабли обычно продают по весу, примерно 400 долларов за тонну ,но цены естественно могут колебаться. Если судно на ходу, то оно своим ходом направляется к месту разбора, если нет то его буксируют. После прибытия к берегу капитан разгоняет судно до полного хода и садит его на мель, это и есть последняя стоянка судна. Мне почему то напоминает это китов, выбросившихся на берег. С судна выносят все лишнее, что можно продать продается, что нет, уничтожается. Уничтожается тут же на берегу, сжигается или просто закапывается, остатки топлива и мазута попадают в землю и море. Затем от судна отрезают с помощью газовых горелок большие куски, которые потом вытягивают на берег и режут на куски поменьше.
В мире существует несколько больших площадок для утилизации
Аланг — город в индийском штате Гуджарат. На пляже Аланга разбирают примерно треть списанных судов мира. В 2009 году здесь был разобран самый длинный на тот момент корабль, нефтяной супертанкер Knock Nevis, а первым кораблем который тут разобрали был «Kota Tenjong» который сел на мель 13 февраля 1983 года. Также тут разбирали и советские пассажирские и военные суда, проданные в период 90 годов XX века.
В Аланге около 400 разборочных платформ, что же они из себя представляют. А представляют они всего на всего кусок пляжа, на котором и происходит разборка. На разборке тут трудятся около 40 тысяч рабочих, которые приехали сюда со всей Индии, в основном из мест, где совсем нет никакой работы. Работают они в нечеловеческих условиях, чтобы прокормить свои семьи, у них нет никаких средств защиты, никаких страховок, из инструментов, кувалды и газовые горелки, несколько сотен таких работяг, за 4-5 месяцев полностью разбирают огромное океанское судно. Практически каждую неделю тут случаются несчастные смертельные случаи. И практически каждый день, кто-нибудь получает травму. Рабочий день длиться по 12 часов и заработать за него можно всего несколько долларов, нередки случаи привлечения к работе несовершенно летних детей, зарплата которых еще меньше. Но у людей нет другого выхода и снова и снова выходят на работу, разбирать списанных гигантов на металлолом.
Читтагонг — город на юго востоке Бангладеш, второй по величине город страны. А также тут имеется самая большая в мире разборка кораблей, здесь работает примерно 80 тысяч человек, и по некоторым данным на него приходиться примерно половина разбираемых кораблей в мире. Условия труда здесь практически не отличаются от тех, что царят в Аланге, те же работяги которые большей частью приходят сюда от безнадеги, никаких защитных средств, те же инструменты для работы, те же несколько долларов день зарплаты. Единственное различие, что сборкой тут начали заниматься еще с середины 60 годов. В 1960 году греческое судно попало в сильный шторм и было выброшено на берег в этом месте. Все попытки янять судно с мели не увенчались успехом, после чего в 1965 году оно было продано на металлолом, понадобилось несколько лет, чтобы разобрать его на части, но в результате этого возник одни из крупнейших центров по разбору кораблей.
Вот так гиганты морей оканчивают свой путь. Некогда величественные океанские лайнеры, самые большие танкеры и другие суда превращаются лишь в груды металлолома. Все это печально, но такова жизнь.