С самого начала хочу заверить, что испытываю огромное уважение ко всем народам, которые упомянуты. Но к истине испытываю не меньшее уважение.
Часто можно услышать, особенно, от представителей небольших народов, мол, все вокруг, дескать «нам платили дань». Например: «русские платили дань татарам», «казахи платили дань ойратам», «черкесы и ногайцы – крымским татарам» и т.д. и т.п.
Столкнулся с таким деформированным чувством национальной гордости я и во время поездки в Кабардино-Балкарию. Как оказалось, местная интеллигенция, да и население убеждены, что осетины, ингуши, чеченцы и все окрестные народы «платили дань кабардинцам».
Зная кое-что о феодальных отношениях на Кавказе решил развеять этот миф.
Начнем с того, что в Кабарде более, чем где-либо еще на Кавказе (за исключением, возможно, кумыков), были развиты феодальные отношения. Были князья, были уорки (нечто вроде дворян) были простолюдины. Однако, сама кабардинская знать никогда не возводила свою родословную к кабардинцам. Она считала себя арабского происхождения, попавшей на Кавказ через Крымское ханство и завоевавшей местные племена. Есть некоторая вариативность (вместо Крымского ханства иногда Хазария, например), но всегда они иноземцы.
Можно было бы приписать это обычной феодальной традиции «отстроиться» от простого люда, подобно польской шляхте, приписывавшей себе сарматское происхождение. Но есть одно «но»: кабардинские князья и внешне отличались от основной массы населения. Не вспомню, кто именно, но какой-то ученый, побывавший в Кабарде в 18-м веке, писал, что кабардинские князья имеют ярко выраженные семитские (арабские) черты: они высокого роста, худощавы и явные долихоцефалы, то есть длинноголовые. В то время, как кабардинские простолюдины невысокого роста, коренасты и явные брахицефалы, то есть круглоголовые.
И как подобает феодалам в первую очередь они эксплуатировали собственное население. Если осетины и прочие лишь платили кабардинским князьям, то вот как описывает положение самих кабардинских простолюдинов Иоганн Бларамберг, фактически занимавшийся на Кавказе военной разведкой:
«Простой люд Кабарды, или крестьяне, называемые по-черкесски «тхокотли», находятся под властью князей и дворян с древних времен по праву захвата. Они — труженики, прикрепленные к земле, но, хотя они подвергаются сильному угнетению, они все же не являются рабами, поскольку продавать их, за редким исключением, ни целыми семьями, ни поодиночке — никто не имеет права. Большинство их, как уже было сказано, принадлежит узденям, остальные находятся в непосредственной собственности князей... .
Ну и где здесь повод для национальной гордости? Я понимаю еще, какой-то потомок князя сказал бы про дань. Но, во-первых, потомки князей давно в Париже (те, кто выжил в гражданской войне), а во-вторых, потомок князя и не будет опускаться до таких разговоров. Воспитание не позволит.
Для полноты картины дополним и суть, так называемой, «дани». Сначала нашествие монголо-татар, а затем Тамерлана привело в обезлюдению равнинной части Предкавказья. Остатки населения ушли в горы. Пустовавшие территории заняли кабардинские феодалы под табуны своих прославленных коней. Есть и версия, что эти земли были выделены золотоордынскими ханами кабардинским феодалам, для поставки коней в Орду.
В конце 17-го – начале19-го века горцы начинают возвращаться на равнину. Естественно, первоначально это были небольшие группы, которые за пользование землей, и главное, за гарантии, что их имущество не будет подвергнуто ограблению, платили кабардинским феодалам. Уже в конце 18-го века переселенцы усилились настолько, что ничего не платили.
Другой русский ученый и военный разведчик (в то время это часто совмещалось) Л. Штедер в 1781 году писал про ингушское урочище Шолхи:
«Одна лишь эта колония, благодаря ее мужеству и силе нации, могла держаться, сбрасывая при каждой попытке кабардинцев налагаемое ярмо, причем недавно погиб один из знатнейших кабардинских князей».
То есть речь идет не про весь народ, а только небольшую его часть, которая переселилась на равнину, основав колонию.
И еще обратите внимание – убит именно князь, который очевидно устроил набег на поселение.
В общем, когда кто-то скажет вам, мол «вы платили нам дань», можете смело отвечать: «Те, кому мы только платили дань, вами «владели по праву захвата»». И это относится ко всем без исключения народам. Дань платили феодалам, а не простолюдинам. И придавать факту дани некий национальный аспект - глупость и бахвальство.