Найти тему
НУАР-NOIR

Французская пародия на нуар – смешная и серьезная одновременно

-2

Не так давно мы упоминали в одной публикации французский фильм 1963 года «Дядюшки-гангстеры». И в итоге поймали себя на мысли, что не рассказывали об этой киноленте. И это при том, что творческому наследию режиссера Жоржа Лотнера на нашем канале уделяется самое пристальное внимание.

Уже были статьи про фильмы: «Неизвестный в доме», «Считающийся опасным», «Нежданный гость», «Дом убийств», «Никаких проблем», «Ледяная грудь», «Несколько слишком спокойных господ», «Жил-был полицейский». Видимо, придется делать полный обзор всей фильмографии. Хотя про легендарные картины «Профессионал» и «Игра в четыре руки» едва ли можно сказать что-то принципиально новое.

У Лотнера было специфическое «чувство материала»: он мастерски объединял иронию и реальную угрозу. В итоге не всегда можно было понять, шутит ли создатель фильма или излагает материал на полном серьезе. «Дядюшки-гангстеры» - как раз из числа подобных лент.

Начнем с того, что Лино Вентура, играет без намека на улыбку, ну если только этого не требует криминальный сюжет. А сам фильм пестрит каноническими кадрами из типичного нуара: с длинными тенями, совмещением планов, суровыми и многозначительными лицами.

Да и сюжет на первый взгляд не предполагает ничего смешного. Отходящий в иной мир криминальный воротила по кличке «Мексиканец» требует призвать к своему одру старого приятеля, с которым побывал в военной заварушке в Индокитае, где некогда у Франции были колониальные интересы.

Ныне Фернан Надин – владелец небольшого предприятия, торгующего сельхозтехникой. И криминальные разборки в его планы никак не входят. Однако «Мексиканец» внезапно делает своего друга наследником криминальной империи. А заодно просит позаботиться о его юной дочке, которая понятия не имеет, каким путем добывает средства её папаша.

Не то что бы персонаж Вентуры горит желанием заниматься всеми этими делами, так как некогда имевшийся боевой опыт ещё не делает его гангстером, но чего только не пообещаешь умирающему человеку. Всем кажется, что это условность и от «деревенского лопуха» можно будет скоро избавиться.

Кадр из фильма «Дядюшки-гангстеры» (1963)
Кадр из фильма «Дядюшки-гангстеры» (1963)

Однако оказалось, что жизнь в условиях французского бизнеса формирует характер лучше всяких криминальных промыслов. Надин методично с цепкой хваткой топ-менджера мировой корпорации начинает наводить порядок в делах, которые без преувеличения являются сомнительными.

Кадр из фильма «Дядюшки-гангстеры» (1963)
Кадр из фильма «Дядюшки-гангстеры» (1963)

Понятное дело, это нравится далеко не всем, а потому развитие сюжета регулярно прерывается пальбой из разного вида оружия. Особо злую иронию Лотнер использовал по поводу «эха войны». В банде есть немец, служивший в «Иностранном легионе», там некогда скрывались от правосудия бывшие эсэсовцы. Он для покушения использует пулемет МГ-3.

Кадр из фильма «Дядюшки-гангстеры» (1963)
Кадр из фильма «Дядюшки-гангстеры» (1963)

А в другой сцене один из персонажей стреляет из британского «Стэна», которым с воздуха обильно снабжались отряды «маки». То есть оккупант и партизан оказались в одной банде. Хотя не это самое важное в данном фильме.

Кадр из фильма «Дядюшки-гангстеры» (1963)
Кадр из фильма «Дядюшки-гангстеры» (1963)

Оказывается, воспитание юной племянницы создает массу проблем. И главное - достигнуть цели, не выказывая, как на самом деле её семья зарабатывает деньги. А чего только стоят молодежные вечерники и распущенные нравы их участников и участниц!!! Даже суровым бандитам приходится скрываться на кухне. К слову сказать, сцена пьянки в этой локации - одна из самых лучших и смешных в мировом кино.

Кадр из фильма «Дядюшки-гангстеры» (1963)
Кадр из фильма «Дядюшки-гангстеры» (1963)

А ещё «Дядюшки-гангстеры» оказали влияние на советское криминальное кино. Вспоминайте портье из гостиницы в «Приключениях Шерлока Холмса», который некогда хотел «из любви к искусству» украсть голову купидона. Срисован «один в один» с дворецкого Джо, который на самом деле был медвежатником.