Одна из главных британских вокалисток, пробивалась к славе, через запреты на радио.
В 50-е годы прошлого столетия в достаточно пуританской Британии сложно допустить, что в эфире радиостанций будут звучать песни с названием "Sех", "Love For Sale", "I've Got You Under My Skin" ("Ты у меня под кожей") или "My Body's More Important Than My Mind" ("Мое тело важнее моего разума"). Как писали бы советские газеты "налицо падение нравов, деградация и распущенность".
Первая песня, с которой Ширли Бэсси (Shirley Bassey) начала карьеру, сразу же попала под запрет британских радиостанций. Посудите сами, что может означать "Сожги мою свечу" (С обоих концов)" ("Burn My Candle (At Both Ends)")?
Песню написал в 1956 году Росс Паркер, автор одной из главных патриотических песен страны "There'll Always Be an England" ("Англия Будет Всегда"). Вот такие зигзаги осознания патриотической исключительности могут происходить у жителя Туманного Альбиона.
Девятнадцатилетняя Ширли в бридже (переход в песне между куплетом-припевом, или соло) без обиняков выпрямляет всю двусмысленность предыдущих строк. Речитативом, близким к рэпу, она расшифровывает аббревиатуру "SIN" ("ГРЕХ): "Есть буква "S" для "Скотча", что прямой путь для сeкcа/ Есть "I" (Я) для приглашения (invitation) к близким отношениям/ "N" - ничего плохого в этом нет/ Получаем "S.I.N." - это грех, я думаю".
Представьте, как в это же время в СССР, нечто подобное исполняет Нина Дорда, солистка джаз-оркестра Эдди Рознера. Джаз, как "музыку угнетенных негров" у нас поначалу активно развивали, но по мерет того, как в нашу страну стало попадать больше записей подобных исполнителей, он быстро превратился в "музыку для развлечения мелкобуржуазных люмпенов". Песни Бэсси во многом повлияли на "негласный" запрет джаза в Советском Союзе. Петь об этом и не краснеть отечественные артисты начали тридцать лет спустя с наступлением горбачевской Перестройки, что собственно и привело к закономерному результату, развалу страны.
В начале своей карьеры Бэсси славилась подобными "маргинальными экзерсисами", но по мере роста популярности они становились изысканее... Вот, например, один из них "As I Love You", где высоким слогом Ширли поет о том "как она любит его". Гимн любви женщины к мужчине в 1959 году четыре недели провел на первом месте британского чарта.
Наполовину нигерийка, Бэсси выросла в бедном районе Кардиффа и начала петь в барах в 12 лет. Через два года это стало профессией, школу пришлось забросить. Ширли Бэсси - настоящее дитя угнетенного пролетариата Британской Империи, которое постепенно превратилось в самую высокооплачиваемую и элитарную звезду шоу-бизнеса.
В 1964 году её постиг международный успех, Бэсси поёт заглавную песню в третьем фильме о Джеймсе Бонде "Голдфингер". Остается только понять, на чьей стороне была сама Ширли, вышедшая из самых низов английского общества, спев эту песню.
Главный герой Аурик Голдфингер, визуально это практически Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Картина была снята вскоре после карибского кризиса 1962 года. В ней главный герой планирует взорвать "грязную бомбу" (!) в хранилище золотого запаса США форт Ноксе и тем самым разрушить основу капиталистического строя. Как видим, сейчас мы находимся примерно в этой же стадии мирового кризиса.