5 декабря 1945 года в общей сложности 14 летчиков на пяти бомбардировщиках-торпедоносцах ВМС США Grumman TBM Avenger вылетели с военно-морской авиабазы Форт-Лодердейл, штат Флорида, для боевых и навигационных учений.
Конечно, никто этот рядовой учебный вылет на плёнку не фиксировал, так что это просто аналогичные самолёты, снятые на год раньше в тех же местах.
Командовал эскадрильей лейтенант Чарльз Кэрролл Тэйлор, опытный лётчик, налетал 2509,3 часа, из них 616 на торпедоносцах «Эвенджер». Во время войны служил в том числе и на авианосце "Хэнкок", и в составе 62-й разведывательной эскадрильи, так что уж в море ориентироваться умел. В Fort Lauderdale он служил пилотом-инструктором. Ему было 28 лет
Радистом на его самолёте с бортовым номером FT-28 был Уолтер Парпарт-младший, 19 лет. На снимке он справа:
Стрелок - Джордж Дэвлин-младший. Поступил в резерв ВМФ в возрасте 15 лет. В день рокового полёта ему было 17
Вообще, это был полёт молодых. Пилот FT-3 энсин Джозеф Типтон Босси, 20 лет. На тот момент налетал 373,4 часа, из них 65,9 на "Эвенджерах".
С ним летели 19-летний радист Берт Эдвард Балук-младший
и 19-летний стрелок Герман Артур Теландер
Старшим по званию (но не по должности) был капитан Эдвард Джозеф Пауэрс, пилот FT-36. Он отказался от командной должности в морской пехоте из-за желания летать на торпедоносцах TBM/TBF Avenger. Налёт у него был совсем небольшой.
За пару месяцев до описываемых событий произошёл таинственный случай. Во время учебного полёта 9 октября исчез его стрелок Майкл Бельвито. Стрелок на этих самолётах находится в круглой башенке сверху
Попасть в неё он может только через кабину радиста в нижней части фюзеляжа. Но в аварийных случаях дверь башенки отбрасывается и он может выпрыгнуть через борт. Действительно, после возвращения самолёта на базу обнаружили отсутствие этой дверцы и самого стрелка. Как его мог не заметить радист, контролирующий нижнюю полусферу - вопрос конечно интересный.
Пауэрс был единственным женатым среди участников полёта №19. Упоминалось, что его жена что-то предчувствовала и звонила на базу перед полётом, чего обычно никогда не делала.
Стрелком на FT-36 был 20-летний сержант Хауэлл Оррин «Уайти» Томпсон, успевший повоевать на авианосце "Франклин", который потерял более 800 членов экипажа, став самым сильно поврежденным авианосцем США, пережившим войну. Эта бомбардировка произвела на Томсона такое впечатление, что он решил перейти в авиацию.
Радисту сержанту Джорджу Ричарду Паонесса было 28 лет, как и Тэйлору. Он успел хорошо повоевать к тому времени и был одним из пяти воевавших братьев Паонесса. На снимке он с отцом:
FT-81. Пилот: 2-й лейтенант Форрест Джеймс Гербер
Экипаж: с ним летел только Уильям Лайтфут. В тот день капрал Аллан Коснар попросил освободить его от этих учений. Вот этот счастливчик:
FT-117. Пилот капитан Джордж Уильям Стиверс-младший, 25 лет.
Экипаж: стрелок сержант Роберт Галливан, 25 лет, радист 18-летний рядовой Роберт Грюбель.
Это коллаж со всеми имеющимися фотографиями:
Задание было довольно рутинным: 1. Покинуть авиабазу Форт-Лодердейл в 14:10 по курсу 091°, сбросить бомбы на отмели Хен и Чикенс (точка B) примерно до 15:00, затем продолжить движение по курсу 091° на протяжении 73 морских миль (140 км); 2. Повернуть налево на курс 346° и пролететь 73 морских мили (140 км); 3. Поверните налево на курс 241 ° и пройдите 120 морских миль (220 км), чтобы закончить учения к северу от NAS Fort Lauderdale
Успешно отбомбившись, эскадрилья долетела до точки 2 и тут начались проблемы. Около 16:00 было перехвачено радиосообщение, в котором, вероятно, был записан разговор между Тейлором и пилотом одного из других самолетов. На записи член экипажа попросил одного из пилотов-курсантов сообщить показания компаса, на что пилот ответил: «Я не знаю, где мы находимся. Должно быть, мы заблудились после того последнего поворота. На той же записи можно услышать, как лейтенант Тейлор говорит: «Оба моих компаса вышли из строя, и я пытаюсь найти Форт-Лодердейл. Я над землей, но она разбита. Я уверен, что нахожусь над Ки-Уэст, но я не знаю, как далеко на юге, и я не знаю, как добраться до Форт-Лодердейла». Вскоре после, один из самолетов в полете связался с авиабазой ВМС Fort Lauderdale, чтобы сообщить, что они потерялись. Операторы базы испробовали множество вариантов, от переключения радиочастот на частоту поиска и спасения до просьб Тейлора включить его опознаватель "свой-чужой", чтобы можно было триангулировать его местоположение. По какой-то причине эти попытки были проигнорированы Тейлором и другими пилотами рейса 19. На одной из этих записей можно услышать восклицание члена рейса: "Черт возьми, если бы мы могли просто лететь на запад, мы бы вернулись домой; иди на запад, черт возьми".
Тут надо пояснить. Если бы эскадрилья потерялась в указанном районе, то действительно логично было просто лететь на запад. Но поскольку Тэйлор почему-то решил, что они находятся над Florida Keys, то такой курс вёл бы вглубь Мексиканского залива и никакого топлива бы им не хватило. Поэтому он направил эскадрилью на север. Но поскольку на самом деле они были восточнее полуострова, то просто летели вдоль него.
Между тем, к вечеру погода и состояние моря ухудшались. Метеостанция аэропорта в Майами сообщила, что большая область турбулентного воздуха вышла из шторма с центром над Джорджией, пронеслась над Джексонвиллем около полудня и достигла Майами к ночи. Шквалы на поверхности, 40-мильный ветер на высоте 1000 футов и сильный ураган со скоростью 75 миль в час на высоте 8000 футов были зарегистрированы в 16:00.
Произошел радиоразговор между командиром полета Тейлором и другим пилотом ВМС лейтенантом Робертом Ф. Коксом, старшим летным инструктором, который находился в воздухе, но не входил в состав полёта 19. Этот разговор был обнаружен в записях Комиссии по расследованию. Последняя передача с рейса 19 произошла в 19:04, когда лейтенант Кокс общался в эфире с полётом 19, пока их сигнал не стал слабее. В этот момент он хотел искать эскадрилью, но ему было запрещено из опасений потерять ещё одного пилота.
В какой-то момент экипажи пытались общаться между собой: Босси, а также Пауэрс по отдельности, пытался взять на себя управление группой. Они оба связались с командиром эскадрильи, предполагая, что им следует скорректировать свой курс, но это ни к чему не привело.
Уже потом, в ходе расследования первоначально капитана Чарльза Тейлора признали «виновным в психическом отклонении». Позже его матери, Кэтрин Тейлор, удалось оправдать его неправомерные действия, начав собственное расследование. Лейтенант Чарльз Тейлор был реабилитирован в 1947 году.
А тогда всё же в результате всех этих переговоров удалось определить примерное местонахождение эскадрильи, круг с центром 4, самолеты летели в густой облачности, с проливным дождем и порывистым ветром. Последним, что кто-либо слышал, были слова Тейлора: «Нам придется угробиться, если только не произойдет посадка на берег… Когда запас топлива станет ниже десяти галлонов, мы все вместе упадем»
ВМС организовали поисково-спасательную операцию с двумя летающими лодками Martin PBM-5 Mariner, взлетевшими примерно в 19:27 для прочесывания побережья океана. На схеме точка 5.
В 7:30 один из PBM-Mariners отправил стандартный радиодоклад. Это был последний раз, когда кто-либо слышал его. Предполагалось, что он взорвался в воздухе вскоре после взлета; один из кораблей сообщил, что видел огненный шар далеко в небе примерно в то время, когда PBM-Mariner отправил свою последнюю передачу.
Тогда была начата одна из крупнейших поисковых операций в истории американских ВМС. Только ВМФ привлёк 248 самолетов. Практически каждую милю открытой воды у побережья прочесывали 6 самолетов Третьей воздушной армии, 120 самолетов Командования повышения квалификации военно-воздушных сил и несколько самолетов Командования воздушного транспорта, армейского аэродрома Бока-Ратон, а также Береговая охрана и Королевские ВВС в Нассау. Кроме того, к охоте подключились десятки надводных кораблей ВМС и береговой охраны.
Лейтенант Дэйв Уайт из Хиллсборо-Бич, который был старшим летным инструктором в NASFL, вспоминает тот роковой день, когда он играл в бридж и услышал стук в дверь дома своего друга: «Это был дежурный офицер, и он сказал, что все инструкторы должны были быть в ангаре в 5 утра, потому что пропало пять самолетов».
В течение следующих трех дней Уайт, его помощник и 20 его учеников летали вдоль побережья Флориды на малых высотах, но не смогли найти ни следов летчиков, ни обломков. Он был убежден, что самолеты врезались в бурное море примерно в 60 милях к востоку от Дейтона-Бич: « Я не думаю, что кто-то вообще вышел из своих самолетов. Я не думаю, что кто-то выжил». Он сравнил столкновение с океаном на высокой скорости с «ударом о кирпичную стену».Уайт был озадачен: «Лидер был опытным боевым пилотом, это были надежные самолеты в хорошем состоянии, и это была обычная учебная миссия. Нас предупредили, чтобы мы осмотрели острова и продолжали искать в воде мусор. Они просто исчезли. У нас были сотни самолетов, и мы обыскивали землю и воду в течение нескольких дней, и никто так и не нашел ни тел, ни каких-либо обломков».
Хотя Flight 19 и PBM-Mariner не были первыми самолетами, бесследно исчезнувшими в этом районе, они были одними из первых, кто попал в заголовки газет из-за своего исчезновения. Теперь, когда этот район находится в центре внимания средств массовой информации, всякий раз, когда поблизости исчезают другие самолеты или морские суда, они попадают в заголовки газет.
В 1963 году журналист по имени Винсент Гэддис опубликовал сенсационную статью под названием «Смертельный бермудский треугольник», и название «Бермудский треугольник» вскоре прижилось.
На этом треугольнике взросло немало конспирологов и адептов того , что "истина где-то рядом". Но время идёт и постепенно эта тема завяла.
................................................................................................................................................................