Приветствую всех в еженедельной пятничной рубрике, в которой я говорю о своих любимых фильмах и о том, почему они достойны просмотра, первого или повторного.
Фильм, который я предложу сегодня, будет нелегко смотреть, содержание его исключительно трагично и отнюдь не порадует, ни финалом, ни событиями.
Можете спросить «а зачем тогда смотреть?». Причины могут быть разные, для каждого зрителя свои. Но когда начнутся финальные титры, Вы поймёте, что потратили время не зря (а, может, и попеняете мне за потраченное время). В конце концов, никто не говорил, что хорошее кино должно быть лёгким.
Поэтому я и предлагаю посмотреть последний фильм чехословацкого классика Милоша Формана – испано-американскую драму «Призраки Гойи», премьера которой состоялась 8 ноября 2006 года.
В центре повествования известный художник Франциско Гойя, его модель Инес Бильбатуа, дочь богатого купца, и брат Лоренцо Казамарес, защищающий Гойю перед Испанской инквизицией, которую беспокоят некоторые работы художника.
Фильм покажет, как на протяжении нескольких десятилетий изменятся жизни этих троих, удивительным образом пересекаясь друг с другом.
Утверждается, что историческая обстановка, показанная в фильме, достоверна. Однако сама история вымышлена, как и персонажи, брат Лоренцо и семья Бильбатуа.
Конечно, в фильме использовались настоящие картины Гойи, за исключением тех, которые должны были напоминать главных персонажей, сыгранных Хавьером Бардемом (брат Лоренцо) и Натали Портман (Инес Бильбатуа). А для крупных планов рук Гойи приглашали настоящего художника.
Это местами эстетское кино приготовило для Вас следующее: сможете увидеть технологический процесс создания знаменитых гравюр Гойи, как, собственно, и другие творения испанского художника; увидите пытки и казни, и холёных инквизиторов в придачу; увидите очередную смелую работу Натали Портман, увидите революцию и короля Испании с супругой.
«Призраки Гойи» получили плохие отзывы от критиков. И собрали по всему миру менее 10 миллионов долларов при заявленном бюджете в 50 миллионов. Что, на мой взгляд, говорит не столько о качестве фильма, сколько о готовности аудитории смотреть такие проекты. И что не мешает ему быть Хорошим Кино.
Жёсткое, местами жестокое, оно призвано не столько развлекать, сколько показать, как легко ломаются судьбы, как быстро изменялся мир на исходе восемнадцатого и в начале девятнадцатого веков, как люди подстраивались под существующую действительность, и не все помнили, что они всё ещё люди. Уж не это ли хотел донести до зрителей Форман: как важно оставаться человеком, даже в бесчеловечные времена и в страшных ситуациях?