Тема биохимических процессов в школе — одна из самых сложных. А для девятиклассников — вообще самая сложная. Во времена линейной программы биохимию изучали в 10 или даже в 11 классе, и даже тогда школьникам было сложно. Поэтому максимально упрощаю, тем более что классы у меня не медицинские и не предпрофильные. Самые обычные. Из тех, кто теряется перед вычислением процентов.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
В начале урока небольшой опрос по АТФ. Что это такое, зачем нужно и как работает. Хорошо, если школьники объяснят метафору «теплый кирпич — горячий кирпич» (подробно в этом уроке)
Далее переходим к схеме обмена веществ (дана в том же уроке), чтобы более подробно осветить синтез белка в клетке. Акцентируем внимание на сложности синтеза белка в связи с тем, что белок является нерегулярным полимером. Клетка должна иметь «чертеж» всех белков организма.
Девятиклассники уже знают о ДНК как носителе этих «чертежей» и о РНК как о передатчике информации из ядра в цитоплазму (подробно в этом уроке). Осталось понять, как это все работает.
По статичной картинке пятнадцатилетним отрокам, не изучающим пока органическую химию и вследствие исчезновения предмета черчения не обладающим в достаточной степени пространственным воображением, синтез белка не объяснить. Только некоторым.
Поэтому я использую аппликацию.
Но сначала работа в группах. Каждая группа должна составить «список действующих лиц», т. е. всех веществ, которые будут участвовать в процессе. Обязательно записываем на опорном конспекте.
Аппликацию делаем в парах. Каждой паре раздаю по три «бумажки»-заготовки, ножницы и клеящий карандаш.
На первой «бумажке», кроме участка цепи иРНК, имеется инструкция для тех, кто понял и хочет сделать все сам, без подсказок.
На второй «бумажке» изображены пять тРНК с выделенными антикодонами. Одна из тРНК помечена символом «автомобильчик». Все символы на иРНК и тРНК необходимо подписать (рибоза, остаток фосфорной кислоты, аденин и т. д.) - это позволит лучше уяснить и запомнить структуру молекул.
На третьей «бумажке» изображены аминокислоты, комплементарно соответствующие тРНК.
Смысл в том, чтобы ученики поняли, во-первых, роль тРНК как «переводчика» с языка нуклеотидов на язык аминокислот. А во-вторых, что каждая тРНК переносит только определенную аминокислоту, обеспечивая их строгий порядок в соответствии с порядком нуклеотидов в нуклеиновой кислоте.
А вы как даете тему биосинтеза белка в 9 классе?