Найти тему

Биосинтез белков. Еще одна аппликация для изучения биологии в 9 классе

Тема биохимических процессов в школе — одна из самых сложных. А для девятиклассников — вообще самая сложная. Во времена линейной программы биохимию изучали в 10 или даже в 11 классе, и даже тогда школьникам было сложно. Поэтому максимально упрощаю, тем более что классы у меня не медицинские и не предпрофильные. Самые обычные. Из тех, кто теряется перед вычислением процентов.

Фото с ресурса https://dic.academic.ru
Фото с ресурса https://dic.academic.ru
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

В начале урока небольшой опрос по АТФ. Что это такое, зачем нужно и как работает. Хорошо, если школьники объяснят метафору «теплый кирпич — горячий кирпич» (подробно в этом уроке)

Далее переходим к схеме обмена веществ (дана в том же уроке), чтобы более подробно осветить синтез белка в клетке. Акцентируем внимание на сложности синтеза белка в связи с тем, что белок является нерегулярным полимером. Клетка должна иметь «чертеж» всех белков организма.

Девятиклассники уже знают о ДНК как носителе этих «чертежей» и о РНК как о передатчике информации из ядра в цитоплазму (подробно в этом уроке). Осталось понять, как это все работает.

По статичной картинке пятнадцатилетним отрокам, не изучающим пока органическую химию и вследствие исчезновения предмета черчения не обладающим в достаточной степени пространственным воображением, синтез белка не объяснить. Только некоторым.

Поэтому я использую аппликацию.

Но сначала работа в группах. Каждая группа должна составить «список действующих лиц», т. е. всех веществ, которые будут участвовать в процессе. Обязательно записываем на опорном конспекте.

Зеленые кружки - это кнопки на экране. Каждая кнопка вызывает на экран одно название вещества (то, которое напротив кнопки). Для самого конспекта они не нужны
Зеленые кружки - это кнопки на экране. Каждая кнопка вызывает на экран одно название вещества (то, которое напротив кнопки). Для самого конспекта они не нужны

Аппликацию делаем в парах. Каждой паре раздаю по три «бумажки»-заготовки, ножницы и клеящий карандаш.

На первой «бумажке», кроме участка цепи иРНК, имеется инструкция для тех, кто понял и хочет сделать все сам, без подсказок.

Интсрукция и начало работы. Здесь две работы на одном листе А4. Разрезаю перед уроком и раздаю двум парам
Интсрукция и начало работы. Здесь две работы на одном листе А4. Разрезаю перед уроком и раздаю двум парам

На второй «бумажке» изображены пять тРНК с выделенными антикодонами. Одна из тРНК помечена символом «автомобильчик». Все символы на иРНК и тРНК необходимо подписать (рибоза, остаток фосфорной кислоты, аденин и т. д.) - это позволит лучше уяснить и запомнить структуру молекул.

Здесь сразу три набораю Из тоже нужно разрезать трем парам. На листе А4 помещается шесть наборов
Здесь сразу три набораю Из тоже нужно разрезать трем парам. На листе А4 помещается шесть наборов

На третьей «бумажке» изображены аминокислоты, комплементарно соответствующие тРНК.

А здесь целых шесть наборов для шести пар учеников. На листе А4 помещается 12 наборов
А здесь целых шесть наборов для шести пар учеников. На листе А4 помещается 12 наборов

Смысл в том, чтобы ученики поняли, во-первых, роль тРНК как «переводчика» с языка нуклеотидов на язык аминокислот. А во-вторых, что каждая тРНК переносит только определенную аминокислоту, обеспечивая их строгий порядок в соответствии с порядком нуклеотидов в нуклеиновой кислоте.

А вы как даете тему биосинтеза белка в 9 классе?