Медленно, но верно продвигаемся с девятиклассниками по теме «Органические вещества клетки». Самое трудное — ДНК — позади. Но есть же и РНК! Тема интересная и богатая на всякие «крючочки» типа «найди отличия», «сообрази, как лучше», «пойми пиктограмму».
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Начало урока, посвященного РНК, у меня выглядит как беседа по вопросам. Они отражены на доске вместе со значками нуклеотидов, которые можно в произвольном порядке двигать по экрану. Такая беседа позволяет вовремя выявить пробелы в знаниях по структуре ДНК и комплементарности.
Далее идет работа в группах — обсуждение проблемного вопроса, который вы видите на слайде. Вопрос хорош тем, что позволяет ученикам подумать, обсудить работу клетки с «инженерной» точки зрения.
После того как каждая группа внутри себя обсудила проблему, мы заслушиваем спикеров групп. Скорее всего, они придут к мысли о том, что нужен некий посредник, переносящий информацию о белках из ядра в цитоплазму. Мы вышли на РНК — все по ФГОС)
Рассматриваем построение клеткой РНК. Ниже несколько слайдов, при помощи которых мы делаем примитивную «мультипликацию» средствами программы ActiveInspire. Возможно, получится и средствами PowerPoint.
На Слайде 1 мы видим участок цепи ДНК. Красная фигурка вверху - фермент, разрезающий водородные связи между цепями. Сами водородные связи получились не очень, но они сейчас не главное. Желтая кнопка внизу включает анимацию - фермент побежит вниз, делая свою работу.
На Слайде 2 мы видим уже разошедшиеся цепи. Фермент, как и ожидалось, внизу.
А на Слайде 3 появляется цепь РНК. Дальше по сюжету она отрывается и "уплывает" на задний план, а цепь ДНК, что справа, возвращается на место.
Теперь о забавной картинке, упомянутой в заголовке. Нашли ее дети. И тут же притащили мне с просьбой показать всем. И я вставила ее в презентацию. Да простит меня автор картинки — я бы и рада указать авторство, но дети забыли, откуда взяли.
Конечно, на слайде есть и обычное изображение РНК, позволяющее качественно сравнить ее с ДНК, потому что локоны госпожи Дайнерис указывают только на количество цепей.
Кстати, приведу любопытное высказывание учеников по поводу азотистых оснований. Как известно, в составе РНК тимин заменяется на урацил. Как это запомнить? А вот как (по придумке моих учеников):
«Гуанин с цитозином и тимин с аденином — две влюбленные пары. Они всегда вместе. Но аденин иногда изменяет тимину с урацилом. Пока тимин, живущий в доме под названием «ДНК», не видит».
Последний этап объяснительной части урока — знакомство с разнообразием и функциями РНК. Для этого мы используем такой прием: сравниваем процесс создания белка с деятельностью завода. Тогда рРНК — это сам завод, или его цех, или станок (как угодно), иРНК — это чертеж, а тРНК — это автомобильчик (электрокар, например), который подвозит сырье.
Для пояснения того факта, что каждая тРНК подвозит аминокислоты только одного вида, у нас есть такой пример. Каждый вид транспорта в принципе возит один вид «груза». Самосвал — сыпучие материалы, скорая — больных. Наоборот не бывает.
В качестве повторения и закрепления прошу учеников сформулировать значение нуклеиновых кислот для клетки.
А какие у вас есть «фишечки» для изучения нуклеиновых кислот? Делитесь в комментариях.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.