Найти тему
Чёрно-белое кино

Праздник св. Иоргена или когда немой заговорил

Оглавление

В предыдущих статьях я рассказывал, что после революции Яков Протазанов снимал в основном комедии. "Праздник святого Иоргена" - одна из них. Причем, вышла она у режиссера весьма хлесткой и язвительной. Тогда все показанное в картине не выходило за рамки официальной идеологии. Теперь она запросто может оскорбить чьи-нибудь особенно горячие чувства

Афиша фильма
Афиша фильма

В условиях лесного пожара

В 1928 году С. Эйзенштейн, В. Пудовкин и Г. Александров, который тогда ещё ничего не снял, опубликовали манифест: "Будущее звуковой фильмы". В этом документе режиссеры сравнивали неумолимый приход звуковой эры с лесным пожаром. Они утверждали, что звук в кино ни в коем случае не должен быть синхронизирован с изображением, чтобы избежать превращения киноискусства в театральную постановку на пленке. Это были как раз те времена, о которых писали Ильф и Петров в "Золотом теленке": немого кино уже не было, а звукового ещё не было. Типичный пример фильма на стыке немоты и звука, идеальный с точки зрения манифеста: "Будущее звуковой фильмы", это - "Праздник святого Иоргена" Якова Протазанова. Картина была снята в 1930-м как немая, а в 1935-м появился звуковой вариант. В озвученном "Празднике..." есть музыка, песни и немногочисленные разговорные вставки, (в основном монологи). Титры к фильму, кстати, написали те же Ильф и Петров.

Будни Йоргенштадта

"Праздник..." - экранизация повести датского писателя Харальда Бергстедта "Фабрика святых". Как это типично для советского кино практически любой эпохи, действие происходит в городе вымышленной западной страны. Люди этого города исповедуют тоже вымышленный религиозный культ. Он похож на католичество, но ничего общего ни ним, ни с другими конфессиями не имеет. Кроме, конечно, привычек и нравов святых отцов, богатеющих за счёт пожертвований прихожан и торговли "мощами". В одной из сцен показан целый склад конвертиков с волосами и склянок со слезами св. Иоргена. Как в том анекдоте: по разным монастырям насчитывается около десяти голов Иоанна Крестителя и только пять из них признаны подлинными.

Искусство работать без отмычки

В фильме святые отцы - те же жулики, просто "работают без отмычки". Не случайно им противопоставлены два настоящих жулика - персонажи Анатолия Кторова и Игоря Ильинского. Кторов при большом скоплении народа выдает себя за местночтимого святого, который возвращается на землю в славе и исцеляет своего, якобы, хромого ассистента Ильинского. Новоявленный чудотворец отпускает всем грехи бесплатно. И святые отцы вынуждены с этим смириться. Жулика нельзя разоблачить, так как это сильно пошатнет авторитет церкви в глазах верующих, видевших "чудесное исцеление". У отцов нет другого выхода, как только устроить "святому" вознесение на небеса с выплатой приличных "подъемных".

Св. Иорген исцеляет хромого
Св. Иорген исцеляет хромого

Принцип Тютчева

В "Празднике святого Иоргена" очень много интересных приемов, которых до той поры нигде не использовали. Например, фильм в фильме: в прологе святые отцы смотрят заказанное ими кино о деяниях и чудесах Иоргена. Или освещение одних и тех же событий с разных точек зрения: (Почти как в "Расёмоне" Куросавы). Звуковая часть ленты - это рассказ настоятеля храма о "чудесном втором пришествии" св. Иоргена, а немая показывает, как всё было на самом деле. Таким образом картина основана ещё и на тютчевском принципе: "Мысль изреченная есть ложь".

Но самое главное - "Праздник святого Иоргена" очень смешной, и какой-то для 1930 года чересчур современный фильм. По-моему он нисколько не устарел.

Невеста св. Иоргена и исцеленный отрок Ильинский
Невеста св. Иоргена и исцеленный отрок Ильинский

А что касается смены эпох в кинематографе, то звук действительно ворвался в кино как пожар. Одним из последствий этого "пожара" стало увеличение хронометража. Если стандартный немой фильм шел около часа и этого ему было вполне достаточно, то стандартный звуковой стал идти не меньше полутора.

немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус