Ну вот мы и созрели до такой темы, как дошумерское население Месопотамии. А ведь она окутана тайнами и мистификациями. Достаточно взглянуть на статуэтки рептилоидов. При этом мы шумерский язык не до конца понимаем, а нам надо опуститься вглубь, на уровень до него. Так чего же мы ждём? Начинаем
Убейдская культура
Вот эти статуэтки сделаны людьми убейдской культуры. Эта культура существовавшая в 6-4 тысячелетии до нашей эры. Она выделена на карте красным цветом внизу. При том заметьте что ниже её находится Персидский залив, воды которого поднимались выше, чем сейчас. Потом обратим на это внимание ещё раз. А пока вернемся к теме убейдцев.
Убейдцы построили первые города, которые потом заселят шумеры. Типичным жилищем для них будет тростниковая хижина. И уже в этот период возникнет росписная керамика, которая не уступает современным образцам. Причем возникает она не только в убейдской культуре, но и в соседних с ней, о которых мы еще поговорим. А пока взгляните на саму убейдскую керамику.
Довольно неплохой горшочек, сразу у нас вылепить его бы не получилось. Кстати, гончарный круг тоже изобрели убейдцы, ну или шумеры, патентов тогда никто не давал. А вот что убейдцы делали не очень красиво, так это статуэтки.
Религия убейдцев находилась на стадии матриархата. Главным было божество матери, многочисленные фигурки которой мы находим. Правда религиозный матриархат тогда был везде, и очень давно. Убейдские фигурки отличаются главным образом тем, что они уж очень похожи на рептилоидов. Нет, это женщины и даже кого-то нянчить пытаются, но выглядят они очень отталкивающе.
И главное совершенно не шумерский стиль. То что потом будет называться месопотамский стиль, имеет совсем другую форму. Что же насчет развития культуры?
Убейдцы благодаря интенсивной торговли смогли распространиться на север и поглоить соседние культуры. Так вплоть до гор Кавказа, возникает единая культурная общность Убейда. Кстати, местные культуры были весьма интересны. В первую очередь Самарра, Халаффа, Хассуна. Самаррская культура использовала свастические символы. Одно время её прочно отождествляли с прародиной индоевропейцев до их миграции на север. Посмотрите сами.
Убейдская культура поглощает все эти локальные зачатки цивилизации. Возникает вопрос что же случилось с ней дальше?
Дальше случился потоп. Очень мощный, смывший города, он разорвал связи между регионами, похоронив единый культурный комплекс. Произошёл он примерно около 3500 лет до нашей эры. На месте Убейдской культуры вырастает Урукская цивилизация, которая уже является шумерской. К слову, потоп в шумерской культуре хорошо описан, читайте эпос о Гильгамеше.
Банановая и другие гипотезы
Кто же были убейдцы? Учёные принялись изучать лингвистический материал, чтобы ответить на этот вопрос. В шумерском языке были выделены слова неясной этимологии. Их назвали дошумерским субстратом. Многие города не имеют перевода с шумерского языка, а культурные термины (в частности названия профессий), такие как baḫar горшечник, tibira кузнец, zulum финик не имеют корневых соответствий.
Дьяконов, наиболее известный советский востоковед, пошёл дальше. Он выделил так называемый банановый субстрат-слова с повторяющимися слогами, как в слове банан. Хумбаба, Инанна, Нинизу пример таких слов. Дьяконов считал что такие слова нарушают шумерскую фонетику, а потому достались от других народов. И эта гипотеза на серьезных щах существовала в нашем востоковедении!
Но банановые слова существуют во всех языках. В русском мама и папа, хороший пример, а ещё дядя и баба. Фонетику они не нарушают. В шумерском этих слов побольше, но это не говорит что они заимствованы. Максимум эта гипотеза может говорить о близости шумерского к картвельским, там много удвоенных слов, грузинскими примерами будут город Зугдиди, Дзудзукети.
Почему не эламиты?
Некоторые думают что до шумеров в Месопотамии могли жить эламиты. Но это не так. Во-первых Элам был отделен морем в то время. А во-вторых если мы посмотрим на топонимы, то увидим что эламского там ничего нет. Тигр, слово происходящее от эламского Тиигра, что есть заимствованное шумерское Идигна, то есть медленная река. Эламиты заимствовали названия рек у шумеров, не наоборот. А значит они там точно не жили.
Смешанная гипотеза
Лучше всего описывает ситуацию смешанную гипотеза. Шумеры давно жили в Ираке, они еще хорошо помнили потоп смывший Убейдскую культуру. А потому были его свидетелями. Вдобавок они сичтали город Эриду, первый убейдский, своим первым городом. Значит они уже жили в убейдскую эпоху. Вероятно шумеры пришли как один из народов культуры, после потопа, получили лидерство среди выживших, стали выстраивать цивилизацию заново.
Кстати, есть параллели шумерского с прасемитским языком. Силим-салам-шалом это шумеро-арабо-еврейская запись слова мир.