Найти в Дзене
Мир фэнтези

Сиртя - волшебный народ севера

Оглавление
Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Канал "Мир Фэнтези" приветствует своих читателей! В предыдущих статьях странных духах тайги и тундры упоминались сиртя, заслуживающие отдельной статьи. Именно о них и пойдет речь.

Чем же интересны сиртя?

В-первых, это северный аналог волшебного народца, нечто среднее между средневековыми фейри и классическими гномами - тоже живут в холмах\под землей, обладают колдовской силой, нередко показываются только ночью, могут проклясть людей (или помочь им), замечены в похищениях детей.

Во-вторых, предметы их быта нередко оказываются у людей - разные мешочки,гребешки, предметы одежды находят рядом с сопками. Волшебные предметы дают людям невиданную удачу или способности.

В-третьих, как и эльфы в фэнтези, способны давать с человеком общее потомство.

В-четвертых, пожалуй, это единственный фэнтези народ, который оставил после себя реальные материальные следы - рядом с Баренцевым морем оставались "пещеры Сиртя" и священные сопки Сиртя.

Кто такие

Изображение из открытых источников. Обратите внимание на мастерство изготовления
Изображение из открытых источников. Обратите внимание на мастерство изготовления

Коренное население заполярной тундры, низкорослые люди Ямала. Хорошо известны ненцам с незапамятных времен, более того, те народы Крайнего севера, о которых мы знаем, сами не раз упоминали - они лишь пришельцы, настоящими жителями этих суровых земель всегда были сиртя, которых пришлые племена людей в ходе долгих войн смогли буквально "загнать под землю" - волшебный народ ушел жить в сопки, один-в-один как английский "народец холмов" или ирландские фоморы.

Русские исследователи впервые упоминают о Сиртя не раньше XIX века - в 1805 году некто Лепехин писал, что в "самоедской земле множество пустующих жилищ древнего народа", см. источник.

Как выглядели\выглядят

Существа низкого роста, однако, не крошечные, крепкого телосложения, коренастые. Одежду носят красивую и украшенную металлическими подвесками, в том числе из бронзы и серебра, нередко одежда украшена бисером. Говорят на неизвестном языке. Не являются родственными самодийцам, нередко описываются, как белоглазые и светловолосые. Не ясно, что имелось в виду под "белоглазыми" - возможно, они имели серые\голубые глаза, а возможно, они были действительно с белыми глазами, как мифические существа.

Для контраста посмотрите на их соседей-ненцев:

А ведь рядом с ними в этой же местности жили сиртя-металлурги (изображение из открытых источников)
А ведь рядом с ними в этой же местности жили сиртя-металлурги (изображение из открытых источников)

Чем знамениты?

Артефакты Сиртя (изображение из открытых источников)
Артефакты Сиртя (изображение из открытых источников)

По сообщениям ненцев, известные кузнецы (превосходно знали ковку, литье металла и создание сложных украшений и предметов быта - находили и печки сиртя, и железный шлак со сплавившимся отходом стекла из песка, анализ показал, что сиртя как минимум знали сыродутный горн, а в некоторых местах производство металла не останавливалось более тысячи лет (с X века и до 30-х годов XX века), см. источник).

Умели внезапно появляться и исчезать, особенно это было неприятно самоедским воинам, вступавшим с ними в сражения. Тем не менее, в долгосрочной картине все равно проиграли самоедским воинам.

Умели колдовать и могли как наслать проклятия, так и благословлять. Отношение к сиртя было двояким - с одной стороны, их боялись (встреча с сиртя могла означать смерть в скором будущем), а с другой - в ненецких легендах были известны браки сиртя и людей, от которых рождались дети. Некоторые ненецкие роды ведут родословную от сиртя.

Жили в землянках, а не в чумах, двери были круглыми, поэтому жилище сиртя было хорошо замаскировано. По другим данным, могли жить в горах и сопках. Скотоводства не знали, но по поверьям пришлых народов, пасли стада неких "подземных оленей", в которых некоторые усматривают мамонтов.

Выходили только ночью, или во время тумана, а днем предпочитали спать (что снова роднит их с "племенами богини Дану").

Ненцы считали сиртя волшебным народом, однако одновременно не сомневались в их абсолютной реальности, тем более постоянно сталкивались с ними в повседневной жизни, а во время перемирий успешно торговли. Последние сиртя окончательно пропали буквально не так давно, о них были свидетельства еще несколько поколений назад. Этническая принадлежность сиртя до сих пор не установлена, но ненцы четко разделяли сиртя и аборигенов "хаби" (древних племен хантов), везде указывая на их значительные различия.

Считается, что сиртя либо растворились в этносе ненцев, либо, со слов последних, "ушли под землю". Судьба этого загадочного народа остается неизвестной.