«Кина не будет!» — раздался крик на докладе, и зал опустел. Одна фраза, и сразу представляешь, как это все происходит, и начинаешь невольно улыбаться. «Сам себе писал множество писем, чтобы досадить почтальону» — ну здорово же!
«Ни пером описать, ни гонораром оплатить» — сколько раз я сама, читая перлы молодых коллег, в минуты удивления произносила эту фразу, цитируя «Записные книжки» Ильи Ильфа, настоящую сокровищницу афоризмов, метких выражений, забавных лаконичных наблюдений над жизнью.
15 октября исполняется 125 лет со дня рождения Ильи Ильфа, которого мы все знаем, как соавтора Евгения Петрова по созданию «12 стульев» и «Золотого теленка», которые еще в СССР стали культовыми и остаются ими сейчас. Когда их спрашивали, как они работают вдвоем, они шутили, что делают это как братья Гонкуры — один бегает по редакциям, а второй стережет рукопись, чтобы не украли знакомые.
Но записные книжки Ильфа говорят о другом — он в этом дуэте был собирателем лингвистических и фонетических «изюмин», которые заблистают потом в двухсерийной саге о великом комбинаторе.
У меня есть первое полное издание «Записных книжек», вышедшее в 2000 году, составленное дочерью писателя Александрой Ильф. Открываю наугад.
«Слабый пол доводит примус до безумия, накачивая его так, как ни один мужчина не посмеет».
Меткое наблюдение, ничего не скажешь!
А вот и кое-что знакомое: «Стучать лысиной по паркету» — эта фраза из записной книжки станет одной из искрометных реплик Остапа Бендера в «Золотом теленке».
Несколько строк, и готов портрет возможного персонажа:
«Беспокойный сосед по квартире. Все время поджигает свою мебель, чтобы получить страховку. Приходится все время за ним следить. Потерпев неудачу, женится и рожает много детей. Все для получения из соцстраха пособия».
Можно обнаружить множество фамилий, часть из них использована в книгах про Остапа Бендера, часть — в фельетонах: Емельянингс — киноактер, Улучшанский-Ухудшанский, Мародерский, Гигиенишвили… Да их там целая армия спрятана среди страниц!
«Кот повис на диване, как Ромео на веревочной лестнице».
Ну разве не прелесть?
Читаешь и кайфуешь, представляя эти типажи: «Вор-вегетарианец», «Мадонна с веником», «Глупый ангел». И еще мне очень нравится: Памятник Первоопечатнику.
«Записные книжки» Ильфа издавались неоднократно и рассматривались как лаборатория смеха, как источник рабочих заготовок для фельетонов и романов. Редакторы для публикации выбирали что-то наиболее цепляющее, убирали повторы.
Дочь писателя Александра Ильф решила опубликовать записные книжки полностью, в той последовательности, как их открывал и заполнял сам Илья Ильф, ведь для него это было что-то вроде дневников. Кстати, она же восстановила в авторской редакции текст «12 стульев» — книга нещадно редактировалась издательствами, и из нее была исключена почти треть авторского текста.
«Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково, и даже одним почерком».
Что к этому добавить?
Разве только то, что сейчас от руки почти никто не пишет…
А вы читали «Записные книжки» Ильфа?
Недавно мы отмечали юбилей Марины Цветаевой, о ней можно почитать здесь:
Благодарю за подписку, комментарии и 👍!
#книги #чтение #книги круглый год