Это был ираноязычный этнос Хорезма, который вошел в состав туркмен и узбеков. Предполагается, что хорезмийцы являются одними из предков таджиков.
Оглавление цикла статей "Этнографические зарисовки" на канале "История и культура Евразии"
История этноса
Этимология
Открыватель древнехорезмийской цивилизации Толстов считал, что Хорезм переводится как "страна хурритов".
Аль-Бируни писал, что древнейшими насельниками Хорезма являются тюрки.
Пьянков считал, что хорасмии пришли в Хорезм в VIII веке до нашей эры с территории Туркменистана между древними государствами Бактрия и Маргиана. Гекатей Милетский упоминал хорасмиев как этнос еще до Ахеминидской державы.
В словаре персидского языка Деххода Хорезм переводится как «колыбель народов арии». Слово взято из Авесты.
Советский историк Лада Сергеевна Толстова (10 сентября 1927, Москва — 28 октября 1991, Нукус) писала, что у жителей Приаралья были предания, которые связывали их прошлое с Месопотамией.
Указанное подтверждают и археологические данные. По ним на Устюрте в 4-3 тысячелетии до нашей эры существовала Кельтеминарская культура рыбаков и охотников. Их антропологический тип — средиземноморская раса и северные типы европеоидов.
В середине 2-го тысячелетия указанную культуру сменила Тазабагъябская культура бронзового века. Это были индоевропейские скотоводы, переходившие к земледелию. Они имели торговые контакты с Колхидой по Каспийскому морю, откуда шел поток товаров дальше через Эвксинский Понт.
- Так как стоянки суярганской культуры, как и часть тазабагьябских, расположены на такырах, лежащих над погребёнными барханами, есть основание полагать, что около середины 2-го тысячелетия до н. э. произошло осушение этого района, возможно связанное с прорывом Аму-дарьи через западный отрезок Султан-Уиздага и образованием современного русла. Может быть с вызванным этими изменениями в географии верхней дельты Аму-дарьи вторичным её заселением и связано колонизационное движение южных племён, столкнувшихся здесь с племенами окрестностей южнохорезмского озера и, судя по признакам тазабагьябского влияния в керамике суярганской и позднейшей амирабадской культуры, ассимилировавшихся с ними. Есть все основания полагать, что эти племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся современные кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.), и к которой принадлежали создатели древнейших цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии — С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V
Хорезмийская письменность основана на арамейском письме. В древнем городище Топрак-кала археологи обнаружили документы на хорезмийском языке, которые и пролили свет на его происхождение.
Хорезмийцы
Аль-Бируни настаивал на том, что в Хорезме всегда были тюрки:
"...Кейхусрау и его потомков, который переселился в Хорезм и распространил свою власть на царство тюрков..." - — «Хронология» (с.47), Аль Бируни
При этом первое упоминание хорезмийцев есть ещё в Бехистунской надписи (522—519 до н. э.) Дария I. На ней воин из Хорезма изображен рядом с согдийским, бактрийским и сакским воинами, которых захватили в походах правители Ахеменидской державы.
Еще от Беруни
Аль-Бируни писал, что хорезмийцы вели летоисчисление еще до вторжения Александра Македонского в Ахеменидскую империю — начиная с 1292 г. до н. э. Это летоисчисление велось ими до эры Селевкидов - до 312 года до нашей эры. Летоисчисление якобы завел герой Авесты - Сиявуш. Он подчинил Хорезм, а его сын Кей-Хосров стал основателем местной династии правителей.
Мнения современных ученых
С.П.Толстов:
- Древние хорезмийские племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.) и которым принадлежали создатели древних цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии - С.П.Толстов
Советский этнограф, доктор исторических наук Б. Х. Кармышева относила хорезмийцев к предкам узбеков
Хорезм под властью империи Ахеменидов
Хорезм подчинялся державе Ахеменидов формально - с сохранением собственной династии. После того как Александр Македонский уничтожил империю Ахеменидов царь Хорезма Фарасман хотел установить с Александром союзнические отношения.
Хорезмийский язык
Основная иранская версия
Он входит в подгруппу иранской группы индоевропейской семьи языков. Близок к согдийскому языку. Но за счет того, что два народа контактировали между собой. При этом хорезмийский язык не похож ни на один другой язык иранской группы. Он является обособленным от них и можно даже говорить, что он является отдельным языком.
В Средние века был заменен тюркскими языками. Советский историк-востоковед Александр Юрьевич Якубовский: «…к середине ХIII в. почти весь земледельческий Хорезм, в том числе и города, говорил по-гузски (туркменски).». В XIV веке берберский путешественник Ибн-Батута посещал Ургенч (ныне Кёнеургенч в Туркменистане) и писал: «Это величайший, красивейший, крупнейший город тюрков с прекрасными базарами, широкими улицами, многочисленными постройками и впечатляющими видами».
Современный узбекский язык также несет некоторый лексический материал из хорезмийского языка. В туркменском языке, кроме огузской основы есть и хорезмийская.
Известия о хорезмийцах
Первые упоминания о хорезмийцах есть в Элефантинских папирусах.
С.П.Толстов считал, что хорезмийцы смешивались с массагетскими, гунно-эфталитскими, тохаро-асскими и финно-угорскими племенами.
По научным данным с III века нашей эры в Хорезм в составе гуннского союза проникают тюркские племена.
В X веке персидские источники упоминают о полностью тюркском городе Баратегин.
Сами хорезмийцы также колонизировали окружающие страны. Так, население присырдарьинского города Янгикента, в IX-XII вв. состояло в основном из выходцев из Хорезма.
В Средние века известны имена таких хорезмийцев как Джелал ад-Дин Мангуберди и мамлюкский султан Египта Сайф-ад-Дин Кутуз. Его войска во главе с полководцем Бейбарсом остановили монголов в битве при Айн-Джалуте.
Известным хорезмийским тюркским поэтом, писателем конца XIII — начала XIV вв. был Рабгузи. Он написал 72 сказа по тематике Корана.
Другим известным хорезмийским тюркским поэтом был Хафиз Хорезми. Он писал уйгурским письмом. Его рукописи хранятся в Британском музее.
Об истории Хорезма писал Абулгази-хан (Абул-гази Багадур-хан) (1603—1664), из узбекской династии шейбанидов, историк и писатель. Он автор исторических сочинений: «Родословная туркмен» и «Родословная тюрок» (напечатана в Казани, 1852 г., и в Петерб., 1871 г.); помещена в изд. И. Н. Березиным «Библиотеке восточных историков» (т. III, Каз., 1854 г.).
Арминий Вамбери писал: «Хотя я старался употреблять узбекский язык вместо непонятного здесь стамбульского диалекта, государь велел себе кое-что перевести». «Величайший узбекский поэт Навои известен всем и каждому, но не проходит ни одного десятилетия, чтобы не появился лирик второй или третьей величины. В Хиве я познакомился с двумя братьями. Один брат, Мунис, писал стихи, некоторые из них я собираюсь позже издать; второй, Мираб, с величайшим терпением переводил на узбекско-тюркское наречие большой исторический труд Мирхонда, чтобы сделать его более доступным для своего сына, владевшего, впрочем, и персидским языком».
Религия
Хорезмийцы были зороастрийцами. Об этом говорят оссуарии - сосуды и ящики разной формы, содержащие кости умерших, предварительно очищенные от мягких тканей.
Потомки
Как известно хорезмийцы входили в состав массагетских племен. Потом участвовали в формировании туркмен, таджиков и узбеков.
Также потомки хорезмийцев под именем туркмен живут в Египте, юго-западе Анатолии, Сирии, Ираке.
Статьи канала "История и культура Евразии" за октябрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы