Найти тему
История и культура Евразии

Кто такие были хорезмийцы

Оглавление

Это был ираноязычный этнос Хорезма, который вошел в состав туркмен и узбеков. Предполагается, что хорезмийцы являются одними из предков таджиков.

Оглавление цикла статей "Этнографические зарисовки" на канале "История и культура Евразии"

История этноса

Этимология

Открыватель древнехорезмийской цивилизации Толстов считал, что Хорезм переводится как "страна хурритов".

Сергей Павлович Толстов (25 января [7 февраля] 1907; Санкт-Петербург, Российская империя — 28 декабря 1976; Москва, СССР) — советский историк, этнограф, археолог, исследователь истории народов Средней Азии; истории, этногенеза, культуры каракалпакского народа, открыватель древнехорезмийской цивилизации - Википедия
Сергей Павлович Толстов (25 января [7 февраля] 1907; Санкт-Петербург, Российская империя — 28 декабря 1976; Москва, СССР) — советский историк, этнограф, археолог, исследователь истории народов Средней Азии; истории, этногенеза, культуры каракалпакского народа, открыватель древнехорезмийской цивилизации - Википедия

Аль-Бируни писал, что древнейшими насельниками Хорезма являются тюрки.

Аль-Бируни (4 октября 973, город Кят, Хорезм, Афригиды, — 11 декабря 1048, Газни, Газневидское государство, совр. Афганистан) — средневековый персидский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Свои научные труды писал на арабском и персидском языках - Википедия
Аль-Бируни (4 октября 973, город Кят, Хорезм, Афригиды, — 11 декабря 1048, Газни, Газневидское государство, совр. Афганистан) — средневековый персидский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Свои научные труды писал на арабском и персидском языках - Википедия

Пьянков считал, что хорасмии пришли в Хорезм в VIII веке до нашей эры с территории Туркменистана между древними государствами Бактрия и Маргиана. Гекатей Милетский упоминал хорасмиев как этнос еще до Ахеминидской державы.

Игорь Васильевич Пьянков (30 января 1936, Свердловск — 20 августа 2020, Великий Новгород) — советский и российский историк-востоковед, исследователь древней истории Средней Азии. Доктор исторических наук, профессор. Научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикской ССР, профессор кафедры всеобщей истории Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого - Википедия
Игорь Васильевич Пьянков (30 января 1936, Свердловск — 20 августа 2020, Великий Новгород) — советский и российский историк-востоковед, исследователь древней истории Средней Азии. Доктор исторических наук, профессор. Научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикской ССР, профессор кафедры всеобщей истории Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого - Википедия

В словаре персидского языка Деххода Хорезм переводится как «колыбель народов арии». Слово взято из Авесты.

«Авеста» (в дореволюционных изданиях «Зендавеста») — собрание священных текстов зороастрийцев. Старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским»- Википедия
«Авеста» (в дореволюционных изданиях «Зендавеста») — собрание священных текстов зороастрийцев. Старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским»- Википедия

Советский историк Лада Сергеевна Толстова (10 сентября 1927, Москва — 28 октября 1991, Нукус) писала, что у жителей Приаралья были предания, которые связывали их прошлое с Месопотамией.

Указанное подтверждают и археологические данные. По ним на Устюрте в 4-3 тысячелетии до нашей эры существовала Кельтеминарская культура рыбаков и охотников. Их антропологический тип — средиземноморская раса и северные типы европеоидов.

В середине 2-го тысячелетия указанную культуру сменила Тазабагъябская культура бронзового века. Это были индоевропейские скотоводы, переходившие к земледелию. Они имели торговые контакты с Колхидой по Каспийскому морю, откуда шел поток товаров дальше через Эвксинский Понт.

Скульптурное изображение головы хорезмийского воина из Гяур-калы, I век н.э., Узбекистан
Скульптурное изображение головы хорезмийского воина из Гяур-калы, I век н.э., Узбекистан
  • Так как стоянки суярганской культуры, как и часть тазабагьябских, расположены на такырах, лежащих над погребёнными барханами, есть основание полагать, что около середины 2-го тысячелетия до н. э. произошло осушение этого района, возможно связанное с прорывом Аму-дарьи через западный отрезок Султан-Уиздага и образованием современного русла. Может быть с вызванным этими изменениями в географии верхней дельты Аму-дарьи вторичным её заселением и связано колонизационное движение южных племён, столкнувшихся здесь с племенами окрестностей южнохорезмского озера и, судя по признакам тазабагьябского влияния в керамике суярганской и позднейшей амирабадской культуры, ассимилировавшихся с ними. Есть все основания полагать, что эти племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся современные кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.), и к которой принадлежали создатели древнейших цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии — С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V
Скульптура хорезмийского воина, хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербурге
Скульптура хорезмийского воина, хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербурге

Хорезмийская письменность основана на арамейском письме. В древнем городище Топрак-кала археологи обнаружили документы на хорезмийском языке, которые и пролили свет на его происхождение.

Хорезмийцы

Аль-Бируни настаивал на том, что в Хорезме всегда были тюрки:

"...Кейхусрау и его потомков, который переселился в Хорезм и распространил свою власть на царство тюрков..." - — «Хронология» (с.47), Аль Бируни

Фрагмент хорезмийской фрески VI—III века до н. э.
Фрагмент хорезмийской фрески VI—III века до н. э.

При этом первое упоминание хорезмийцев есть ещё в Бехистунской надписи (522—519 до н. э.) Дария I. На ней воин из Хорезма изображен рядом с согдийским, бактрийским и сакским воинами, которых захватили в походах правители Ахеменидской державы.

Прорисовка Бехистунского рельефа, изображающего триумф Дария над магом Гауматой и мятежными «царями», включая правителей Средней Азии. Конец VI в. до н. э. Персидский царь попирает ногой поверженного Гаумату, перед ним просят пощады девять побеждённых вождей мятежников, за спиной царя — телохранитель и воин из отряда «бессмертных».
Прорисовка Бехистунского рельефа, изображающего триумф Дария над магом Гауматой и мятежными «царями», включая правителей Средней Азии. Конец VI в. до н. э. Персидский царь попирает ногой поверженного Гаумату, перед ним просят пощады девять побеждённых вождей мятежников, за спиной царя — телохранитель и воин из отряда «бессмертных».

Еще от Беруни

Аль-Бируни писал, что хорезмийцы вели летоисчисление еще до вторжения Александра Македонского в Ахеменидскую империю — начиная с 1292 г. до н. э. Это летоисчисление велось ими до эры Селевкидов - до 312 года до нашей эры. Летоисчисление якобы завел герой Авесты - Сиявуш. Он подчинил Хорезм, а его сын Кей-Хосров стал основателем местной династии правителей.

Хорезмийский правитель Вазамар
Хорезмийский правитель Вазамар

Мнения современных ученых

С.П.Толстов:

  • Древние хорезмийские племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.) и которым принадлежали создатели древних цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии - С.П.Толстов

Советский этнограф, доктор исторических наук Б. Х. Кармышева относила хорезмийцев к предкам узбеков

Хорезм под властью империи Ахеменидов

Хорезм подчинялся державе Ахеменидов формально - с сохранением собственной династии. После того как Александр Македонский уничтожил империю Ахеменидов царь Хорезма Фарасман хотел установить с Александром союзнические отношения.

Хорезмийский язык

Основная иранская версия

Он входит в подгруппу иранской группы индоевропейской семьи языков. Близок к согдийскому языку. Но за счет того, что два народа контактировали между собой. При этом хорезмийский язык не похож ни на один другой язык иранской группы. Он является обособленным от них и можно даже говорить, что он является отдельным языком.

В Средние века был заменен тюркскими языками. Советский историк-востоковед Александр Юрьевич Якубовский: «…к середине ХIII в. почти весь земледельческий Хорезм, в том числе и города, говорил по-гузски (туркменски).». В XIV веке берберский путешественник Ибн-Батута посещал Ургенч (ныне Кёнеургенч в Туркменистане) и писал: «Это величайший, красивейший, крупнейший город тюрков с прекрасными базарами, широкими улицами, многочисленными постройками и впечатляющими видами».

Современный узбекский язык также несет некоторый лексический материал из хорезмийского языка. В туркменском языке, кроме огузской основы есть и хорезмийская.

Известия о хорезмийцах

Первые упоминания о хорезмийцах есть в Элефантинских папирусах.

Элефантинские папирусы — название официальных документов и деловых писем, а также частной переписки иудеев, направленных царём Манассией на помощь фараону Псамметиху и расквартированных тем у пределов Нубии, на острове Элефантина. Большая часть документов составлена на арамейском языке - Википедия
Элефантинские папирусы — название официальных документов и деловых писем, а также частной переписки иудеев, направленных царём Манассией на помощь фараону Псамметиху и расквартированных тем у пределов Нубии, на острове Элефантина. Большая часть документов составлена на арамейском языке - Википедия

С.П.Толстов считал, что хорезмийцы смешивались с массагетскими, гунно-эфталитскими, тохаро-асскими и финно-угорскими племенами.

По научным данным с III века нашей эры в Хорезм в составе гуннского союза проникают тюркские племена.

В X веке персидские источники упоминают о полностью тюркском городе Баратегин.

Сами хорезмийцы также колонизировали окружающие страны. Так, население присырдарьинского города Янгикента, в IX-XII вв. состояло в основном из выходцев из Хорезма.

В Средние века известны имена таких хорезмийцев как Джелал ад-Дин Мангуберди и мамлюкский султан Египта Сайф-ад-Дин Кутуз. Его войска во главе с полководцем Бейбарсом остановили монголов в битве при Айн-Джалуте.

Известным хорезмийским тюркским поэтом, писателем конца XIII — начала XIV вв. был Рабгузи. Он написал 72 сказа по тематике Корана.

Другим известным хорезмийским тюркским поэтом был Хафиз Хорезми. Он писал уйгурским письмом. Его рукописи хранятся в Британском музее.

Об истории Хорезма писал Абулгази-хан (Абул-гази Багадур-хан) (1603—1664), из узбекской династии шейбанидов, историк и писатель. Он автор исторических сочинений: «Родословная туркмен» и «Родословная тюрок» (напечатана в Казани, 1852 г., и в Петерб., 1871 г.); помещена в изд. И. Н. Березиным «Библиотеке восточных историков» (т. III, Каз., 1854 г.).

Арминий Вамбери писал: «Хотя я старался употреблять узбекский язык вместо непонятного здесь стамбульского диалекта, государь велел себе кое-что перевести». «Величайший узбекский поэт Навои известен всем и каждому, но не проходит ни одного десятилетия, чтобы не появился лирик второй или третьей величины. В Хиве я познакомился с двумя братьями. Один брат, Мунис, писал стихи, некоторые из них я собираюсь позже издать; второй, Мираб, с величайшим терпением переводил на узбекско-тюркское наречие большой исторический труд Мирхонда, чтобы сделать его более доступным для своего сына, владевшего, впрочем, и персидским языком».

Арминий Вамбери или Герман Бамбергер (19 марта 1832, Нидермаркт (Дунасердахей, в Пресбургском комитате; по другим данным, Сентдьёрдь) — 15 сентября 1913, Будапешт) — венгерский востоковед, путешественник, полиглот - Википедия
Арминий Вамбери или Герман Бамбергер (19 марта 1832, Нидермаркт (Дунасердахей, в Пресбургском комитате; по другим данным, Сентдьёрдь) — 15 сентября 1913, Будапешт) — венгерский востоковед, путешественник, полиглот - Википедия

Религия

Хорезмийцы были зороастрийцами. Об этом говорят оссуарии - сосуды и ящики разной формы, содержащие кости умерших, предварительно очищенные от мягких тканей.

Серебряное блюдо с изображением месопотамской богини Наны, 7 век, Хорезм
Серебряное блюдо с изображением месопотамской богини Наны, 7 век, Хорезм

Потомки

Как известно хорезмийцы входили в состав массагетских племен. Потом участвовали в формировании туркмен, таджиков и узбеков.

Также потомки хорезмийцев под именем туркмен живут в Египте, юго-западе Анатолии, Сирии, Ираке.

Статьи канала "История и культура Евразии" за октябрь 2022 года

Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы