Найти тему
Вперед в прошлое

«Призвание России быть грозою света». Последние слова русских царей и императоров: что они предрекали России

Оглавление

Самые яркие в русской истории великие князья и императоры перед кончиной или до нее часто говорили о будущем государства, о том, что нужно делать, а чего следует избегать.

Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый

Перед самой смертью он наказал своим сыновьям сохранить единое государство. Этот наказ сегодня как никогда воспринимается актуально:

«сыновья мои, имейте любовь между собой, потому что все вы - братья… И если будете жить в любви между собой, Бог будет у вас и покорит вам врагов… Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих, которые добыли ее трудом своим великим».

Владимир Мономах

Перед смертью, опасаясь междоусобиц, наказал сыну Юрию хранить утварь до тех пор, пока не явится на престол настоящий царь русской земли:

«Да не венчают никого на царство по моей смерти! Отечество наше разделено на многие области; если будет царь, то удельные князья из зависти начнут воевать с ним, и государство погибнет»

Иван Грозный

Его личность, к сожалению, трактуется часто достаточно однобоко. Однако царь, говоря современным языком, предсказал, как завоевать государство без оружия, заставив изменить существующие ценности на иные. Что, собственно, произошлоо в странах бывшего СССР и не только:

«Хочешь легко победить страну — начни кормить её своей пищей»

Петр Первый

Петр I
Петр I

Царь-реформатор, во-первых, еще во время своего царствования понимал, что неоднозначная трактовка законов всегда приводит к проблемам, поэтому его совет актуален и сегодня, особенно для нынешних законодателей:

«Надлежит законы и указы писать явно, чтоб их не перетолковать. Правды в людях мало, а коварства много. Под них такие же подкопы чинят, как и под фортецию».

И Петр Первый, наверное, впервые озвучил, кого можно считать русским:

«Русский тот, кто Россию любит и ей служит».

Екатерина Вторая

Императрица дважды четко и понятно определила место России в мире, что сегодня вызывает зубовный скрежет на просвещенном Западе:

«Русский народ есть особенный народ в целом свете, который отличается догадкою, умом, силою. Я знаю это по двадцатилетнему опыту. Бог дал русским особые свойства… верю, взойдет звезда Востока, откуда должен воссиять свет, ибо там (в России) больше, чем где-нибудь хранится под пеплом духа, мощи и силы».

И, кстати, Екатерина Вторая, сама того не ведая, определила, как быть России во время самой жестокой санкционной политики:

«Россия сама есть вселенная и никто ей не нужен»

Александр Первый

Император дал потомкам, возможно, один из самых важных советов, как искать наиболее оптимальный путь:

«Когда я вижу в саду пробитую тропу, я говорю садовнику: делай тут дорогу»

Александр Второй

Александр II
Александр II

История показала и показывает, что мнение императора о Польше оказалось удивительно точным:

«Государство — это разумная несвобода, с которой поляки никогда не смирятся… если бы я предсказывал, что будут делать народы в следующем веке, около слова «Польша» я бы написал «бунтует.

О значении же России на мировой арене Александр Второй сказал очень коротко и четко:

«Россия государство не торговое и не земледельческое, а военное, и призвание его быть грозою света»

Александр Третий

Император, многие замечания и фразы которого стали крылатыми. Что же касается союзников, то сегодня слова Александра третьего оказались воистину пророческими:

«Во всем свете у нас только два верных союзника - наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас»

При этом о любой войне император говорил не как царь, а как человек, на плечах которого лежит огромная ответственность:

«Я рад, что был на войне и видел сам все ужасы, неизбежно связанные с войной, и после этого я думаю, что всякий человек с сердцем не может желать войны, а всякий правитель, которому Богом вверен народ, должен принимать все меры, для того чтобы избегать ужасов войны»

И об отношении к «западным партнерам», а также частому пиетету перед ними император сказал категорично:

«Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать»

То есть на первом месте своё, и только потом европейское.

Николай Первый

Во-первых, государь дал понять, что не должно быть засилья иностранного, необходимо развивать свое собственное, как сейчас принято говорить, «импортозамещение»:

«Заводите и размножайте ваши заведения, на все иностранное возвышу пошлины, если станете достигать усовершенствований»

А о политике России Николай Первый сказал одной фразой:

«Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен»

Николай Второй

На самом деле в своих последних словах он простил палачей, а как наказ и предвидение будущего, может быть одна фраза, смысл которой, наверное, стал понял уже в том же 1917-м года. А в наши дни эта фраза стала также как никогда актуальной:

«Только то государство сильно и крепко, которое свято хранит заветы своего прошлого»