Пьер Шендерфер (не смотрите на немецкую фамилию, это француз, просто из Эльзаса) жизнь положил на то, чтобы разъяснить обычным людям то, что имели в виду военные. Он говорил о таких вещах, как офицерская честь, храбрость, ответственность за своих, о предательстве политиков, о доблести, о горечи поражения. Через многие его книги и фильмы проходят одни и те же герои: братья Вильсдорфы, эльзасцы, как и Шендерфер, в фильмах "317 взвод" и "Краб-барабанщик", Ки (капитан в "Дьенбьенфу" и генерал в ленте "Там наверху. Король выше облаков") и др. Он даже сугубо мирную повесть "Рамунчо" о контрабандисте и его возлюбленной сумел превратить в историю о парашютисте, отправившемся воевать в Индокитай. Но картина "Исландский рыбак" стоит особняком. Ничего военного там нет. Вообще.
Хотя, боевой характер Пьера проявился и здесь. Он (или же Андре Табе, второй сценарист), изменил сюжет Лоти, по книге которой фильм снят. И дело не в том, что герою поменяли имя (в романе он Ян Гаос, в фильме - Гийом Флори по прозвищу Ян), не в том, что действие перенесли из 1880-х в 1950-е. Общий настрой у книги и фильма совершенно разный. У Лоти рыбак Ян шутя обручается с океаном и, когда он влюбляется в Год и становится ее женихом, невеста-океан забирает его себе. В фильме все иначе, этого мотива нет вообще. Но, возможно, деятельному Шендерферу была чужда меланхоличная созерцательность и мистицизм Лоти, ему хотелось показать Яна победителем.
Когда Шендерфер снимал "Исландского рыбака", ему было всего 30 лет. Мальчишка! Но у него за спиной уже была служба в армии в качестве военного фотографа и плен после битвы при Дьенбьенфу. И он разбирался в жизни куда больше седого профессора, который покидал Париж разве что для того, чтобы съездить на курорт. Его фильм стал одой храбрости тех, кто проводит в море дни и ночи, борясь с усталостью, тоской, штормами.
В роли Яна можно увидеть Жана-Клода Паскаля, уже довольно известного актера и начинающего певца, который в 1961 году станет победителем Евровидения. Он был чуть старше режиссера, но у него тоже было что вспомнить. Выходец из семьи богатых текстильных фабрикантов Вильмино, в 17 лет он запишется в Армию и вместе с Леклерком и его Второй бронетанковой дивизией войдет в Страсбург. Он станет первым французским солдатом, попавшим в этот город в ноябре 1944 года. Потом Жан-Клод недолго учился в Сорбонне, работал как дизайнер с Пике и Диором, а также участвовал в демонстрации модных веяний как модель. Когда эта деятельность наскучила Жан-Клоду, он закончил театральные курсы и поступил в театр. Правда, ему пришлось стать Паскалем, ибо семья не хотела, чтобы солидную буржуазную фамилию Вильмино склоняли на каждом углу. А в 80-х годах он еще прославился как писатель, сочинявший полицейские и исторические романы. В общем, разносторонняя была личность.
Афиша с сайта https://www.kinopoisk.ru/, остальные картинки - скриншоты.
P.S. А оператором тут работал Рауль Кутар, так много снимавший солдат в Индокитае.