БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Если попробовать погрузиться в вехи истории возникновения и развития самой идеи Байкало-Амурской магистрали как железнодорожного пути, а всё начинается всегда с идеи, то мы неминуемо окажемся в 19 веке. Переместимся, так сказать, в прошлое. Но об этом подробнее в продолжение темы. Сейчас хотелось бы обозначить то обстоятельство, что вся история человечества, на самом деле, есть история именно идей. Люди так устроены, лучше или хуже, но способны к восприятию идей. В результате чего идеи управляют миром, между прочим. Серьёзные проблемы есть, таким образом, в усвоении человеком идей. Но истинная история должна изучать – идеи! Правильно понимаемые идеи могли бы стать основанием передовой культуры, а мы рассматриваем феномен БАМа как раз с культурной точки зрения или же общественного сознания. И идеи посредством культуры создают то, что можно назвать обществом, особым обществом, применительно к людям, которые связали свою жизнь с БАМом, и для которых БАМ стал навсегда их жизнью, не важно, где они проживали или проживают территориально.
Ну ладно, история идей – это зачастую открытия и озарения. Это интеллектуальная работа. Однако как вы думаете, что способствует успешности данной работы? Да, для идей должен быть подготовлен разум, а методом развития разума является – философия. Опять философия? Ну, что тут поделать? Философия и история идей очень неплохо коррелируют между собой. Итак, в исторической ретроспективе идее Байкало-Амурской магистрали обязательно предшествовала какая-либо другая идея (идейная предпосылка). Какая? Безусловно, человечество на определённом этапе своего развития озаботилось более технологичным способом перемещения грузов. Сразу великие мыслители стали размышлять по этому поводу. Дело в том, что люди постоянно (испокон веков) что-либо добывали, какие-то ресурсы, допустим, шахтовым методом. И вот, долго или коротко ли, но в 16 веке для передвижения вагонеток в шахтах, стали использоваться рельсовые пути из дерева. Кто-то ведь додумался, хотя идеи «живут» в культуре! А первая наземная деревянная рельсовая дорога длиной около 3 км была построена в начале 17 века с целью транспортировки угля на конной тяге. Уголь, кстати, до сих пор возят, правда, не на конной тяге, но лошади всё равно учитываются. Так, у электровозов, приблизительно (не будем вдаваться в детали, где-то больше, а где-то меньше) мощность составляет 5000 лошадиных сил. Но мы замечаем, что принцип перемещения необходимых ресурсов по специально сделанным путям лежал в основе идеи железнодорожного транспорта. Ведь рельсовые дороги заметно повышают грузооборот.
Далее, в своё время появились железные рельсовые пути. То есть развитие железнодорожного строительства тесно связано с параллельным освоением металлургии. А металлургия быстрыми темпами начала развиваться в 19 веке, хотя чугунные рельсы стали эксплуатироваться уже в 18 веке. Но снова мы оказались в 19 веке, идея построения железной дороги подкреплялась изобретением парового двигателя, что стимулировало построение паровоза. Между прочим, изобретение – это научное достижение, а наука – особая форма общественного сознания. И неспроста Русское техническое общество в конце 19 века было побуждено (побудительной идеей?) к поиску возможности проложить железнодорожный путь к наиболее удалённой от центра ресурсной части страны.