Тема урока: «Слог. Деление слов на слоги»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: знакомство со слогами, деление слов на слоги и составление слов из слогов
Задачи урока: формировать у обучающихся представления о слоге, как части слова; развивать умение делить слова на слоги, различать количество слогов в слове; воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: рисунок с изображением гусеницы с записанными на ней слогами, карточки со слогами, предметные картинки.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
На доске написаны буквы.
- Кто назовет мне согласные звуки (буквы)?
- Кто назовёт гласные звуки?
Молодцы.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Открываем тетради и проверяем домашнюю работу. Стр. 30 упр. 2.
Физкультминутка.
III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас на уроке необычная гостья. (учитель демонстрирует предметную картинку с изображением гусеницы)
- Кто это? (гусеница)
- Что написано на звеньях гусеницы? (слоги ДЕ-РЕ-ВО)
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем с вами заниматься на уроке? (Будем упражняться в делении слов на слоги, составлять из слогов слова).
2. Минутка чистописания
- Посмотрите внимательно на буквы. Здесь одна лишняя. Найдите и назовите её, пожалуйста.
Г з б в о.
- Правильно, лишняя буква «о».
- Почему? (она гласная)
- А остальные буквы какие? (согласные)
- А теперь открываем тетради, пропускаем две строчки вниз после моей отметки и пишем на третьей строчке сегодняшнее число (12 октября) и ставим точку. На следующей строчке пишем с красной строки с заглавной буквы Классная работа. На третьей строчке пропишите буквы «О о»
- Кто сможет придумать слово на букву «о»? (осень) На новой строке прописываем слово «осень».
- А кто может придумать предложение со словом «осень»? (слушаем ответы детей)
3. Изучение нового материала
- Когда гласные и согласные становятся рядом и берутся за руки, то происходят удивительные вещи – образуется слог, например:
М и А – МА,
Л и У – ЛУ
Слог – это союз гласного и согласного звуков.
Вспомните, какие слоги бывают (на доске два слога АР и РА) (Открытые и закрытые)
а) Деление слов на слоги
- Посмотрите на слово СЫР на доске. Сколько слогов в этом слове? (один) Помещаем слово в соответствующий столбик.
- Теперь разделите на слоги слово ТРУБА. Сколько слогов в этом слове? (два) Помещаем слово в соответствующий столбик.
- А в слове ДОРОГА (3 слога) Помещаем слово в соответствующий столбик.
б) РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
- Работа с правилом стр. 32.
СЛОВА ДЕЛЯТСЯ НА СЛОГИ. СЛОВА МОГУТ СОСТОЯТЬ ИЗ ОДНОГО СЛОГА: СЫР, ИЗ ДВУХ СЛОГОВ: ТРУ-БА, ИЗ ТРЁХ СЛОГОВ: ДО-РО-ГА
- Выполнение упражнения № 1 стр. 32.
Сначала 1 ученик выходит к доске, составляет из слогов слово и определяет его место (слово из одного слога, двух слогов или трёх слогов), далее каждый ученик выходит по очереди и выполняет подобную работу у доски.
- Спишите слова по слогам по образцу (сначала слова из одного слога – дом, сок, брат; с новой строки слова из двух слогов – руки, парта, цветок; и снова с новой строки слова из трёх слогов – дерево, работа, билеты)
Физкультминутка.
Закрепление. Самостоятельная работа.
- Упражнение № 2 стр. 32
- Посмотрите на картинку и назовите животных, которые нарисованы. Под картинкой написаны слоги – они же у меня на доске. Нужно сложить слова из слогов.
ЛИС, ЗА КО, СО КА БА, КОТ, ВА КО РО, ОВ ЦА
- Теперь запишем в тетрадях слова по слогам. В скобках укажите количество слогов, например: КО-ЗА (2)
Домашнее задание
Стр. 33, упр. 3 (объяснение домашнего задания)
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- С чем мы сегодня познакомились на уроке? (со слогами)
- Что нового узнали на уроке? (слова состоят из слогов)
- Что мы делали на уроке? (мы делили слова на слоги и составляли слова из слогов)
- Сегодня на уроке хорошо поработали. Молодцы. Урок окончен. Подготовьтесь к следующему уроку и можете выйти на перемену.