Братья (или сестры) «Новика»
В английской традиции эти корабли звались бы «сестричками» (sister ship) «Новика», ибо в английском языке корабль, это «она», но мы люди русские, потому поговорим о «братьях» этого корабля, некоторые из которых и на «Новика» не были похожи, да и подданство потом имели другое. О чем это я? Да, так… потом расскажу.
Компоновка корабля была достаточно удачной, показатели отличные, вооружение приличное, и, по тогдашней классификации, он действительно являлся минным крейсером (лидер эсминцев в более поздней классификации). Он очень сильно выделялся на фоне всего того, что было на нашем флоте, или было построено на пожертвования. Остальные «минные крейсера», построенные комитетом даже до уровня эсминца дотягивали… с трудом.
Общее расположение помещений на «Новике» так же было выполнено весьма удачно. Всю среднюю часть корпуса (между 90-м и 190-м шп.) занимали машинно-котельные отделения, Три паровые турбины располагались в двух машинных отделениях, разделенных между собой поперечной водонепроницаемой переборкой.
В носовом турбинном отделении находились две турбины, работающие на бортовые винты, а в кормовом — одна турбина экономического хода, работающая на средний винт.
Шесть котлов размещались в 4 котельных отделениях: кормовой котел, работающий в основном на турбину экономического хода, стоял отдельно и имел свою дымовую трубу. Далее в двух котельных отделениях, стояли две пары котлов, работающих на две трубы, далее в нос стоял один котел, имеющий свою трубу, но, подключался он только на максимальной скорости. Топливо хранилось в междудонных и бортовых цистернах.
Изначально (как всегда у нас) идея была хорошей, правильной. Для одновременной постройки большого количества судов, предусмотренной Малой и Большой программами восстановления и развития русского флота, требовалась мощная производственная база. Ведь обязательным условием реализации этих программ было строительство кораблей на русских заводах русскими рабочими и из русских материалов, что исключало размещение заказов за границей.
Идея была хорошей и правильной, но… нереальной (как всегда). И реализована она была чисто по нашему. Казалось бы, прекрасный проект, бери, да копируй. Но, нет, мы так не можем. В общем, если говорить объективно, если мы говорим «эсминец типа «Новик»» мы немного кривим душой. Почему? Давайте смотреть его «братцев». Большинство из них слабее «первенца». Почему? Причин много. И объективных и субъективных. Смотрим объективные факты.
Базовый «Новик» стоил 2 млн. рублей (при том, что начинка была «фирмовой»). По логике, головной заказ всегда намного дороже серийного. (Или кто-то будет спорить?) Что происходит дальше?
Принято писать: «После обследования казенных заводов председатель МТК доложил морскому министру, что построить корабли, предусмотренные Малой судостроительной программой для Черноморского флота, на них невозможно. Были изучены предложения частных фирм, после чего в феврале 1912 г. Морское министерство заключило контракты с четырьмя частными заводами: Николаевским («Наваль»), Металлическим, Путиловским и Невским на постройку первой серии кораблей типа «Новик». В соответствии с контрактами эсминцы подлежали окончательной сдаче в казну весной 1914 г. Морское министерство выплачивало за каждый корабль по 2 млн. руб».
Но есть нюанс: были еще две фирмы, получившие заказ на строительство, о которых не принято говорить. Еще один интересный нюанс. Вообще-то, если головной корабль стоит 2 млн, то, второй корабль в серии должен стоить 1,5 млн. Остальные по 1,3 млн., не более. Но не в нашем случае.
Есть еще один интересный нюанс: все построенные по этой программе корабли были проще и дешевле, чем сам «Новик», и более того, они достаточно сильно различались между собой. Соответственно, традиционно выделяют несколько «серий» этого эсминца (кто-то говорит, что их было три, кто-то пять, в реальности, их должно было стать семь или восемь). При этом, нужно понимать, что «серии» строились одновременно, и их нумерация достаточно условна.
С турбинами (котлами, насосами, вентиляторами и т.д.) идея тоже была благая (но, как всегда у нас почти нереальная). В связи со сжатыми сроками постройки каждому заводу разрешалось заказать турбинные механизмы для одного миноносца за границей. Поскольку миноносцы Путиловского и Невского заводов предполагалось свести в один дивизион, на них рекомендовалось устанавливать только однотипные турбины «Кертис-АЕГ-Вулкан», а на всех кораблях Николаевского завода — турбины Парсонса. Ну, то есть турбины должны быть наши, отечественные, содранные с иностранных. Патентные вопросы, естественно ложились на «частников». Металлический завод решал вопросы через своих немецких «партнеров», Николаевский через своих (английских и французских). Но то было еще в мирное время. Случившаяся потом война, быстро решила все «лицензионные вопросы». (О войне «чуть-чуть потом», как говорят знакомые вьетнамцы).
Что еще обращает на себя внимание? Среди победителей только один черноморский завод, а, для Черного моря планировалось построить много эсминцев.
Первая серия
Объективно говоря, первые четыре «Новика» были построены на Черном море, на Николаевском заводе «Наваль», и именно их стоило бы считать «первой серией». 16 мая 1912 г. ГУК сообщило ОНЗиВ, что все чертежи, предусмотренные контрактом, одобряются к постройке четырех эскадренных миноносцев. Названия их были … эмоциональными: «Гневный», «Дерзкий», «Беспокойный», «Пронзительный». Чем они отличались от «базового» проекта?
-5 английских котлов фирмы «John I.Thornicroft & Co» (а, не 6 немецких) в трех (а, не 4-х) котельных отделениях. Компоновка «1+2+2», соответственно, они имели три трубы.
-две (а, не три) турбины. Традиционно принято писать о том, что они были английскими. Вообще-то, производила их швейцарская компания Браун-Бовери (сейчас АВВ), купив лицензию у англичанина Парсонса. Мощность энергетической установки 25500л/с против 42 тыс. у «Новика»
-скорость 30 узлов (против 37 у «Новика»). На открытках того времени указана скорость 35 узлов, токмо, откуда тем 35 узлам взяться, при такой мощности?
-длина 98 метров, против 102метров у прототипа, соответственно меньше стало водоизмещение
-корабль имел 3 орудия ОСЗ/Виккерса против 4 у прототипа. Боезапас сократился почти втрое (до 150 выстрелов), зато добавился один двухтрубный торпедный аппарат (5 аппаратов) и 20 мин (80 против 60 у «Новика»)
К сожалению, вся «начинка» у них была импортной, включая вентиляторы, генераторы, электрооборудование, приборы управления стрельбой и радиооборудования. Иностранцы просто своевременно завезли необходимое оборудование, успев доставить его до начала войны. На этой серии они не стали заморачиваться с изготовлением турбин, завезя их комплектующие, и собрав их на месте (изобразив, что это «местное производство»). Но, здесь, хотя бы была определена сумма контракта. Пусть она была высокой, но, фиксированной, и не повышалась.
«Дерзкий» заложен 18 октября 1913 года, достроен 11 октября 1914 года. Входил в состав 1-го дивизиона Минной бригады ЧФ. Участвовал в 1-й Мировой, 16 декабря 1917 года поднял красный флаг, находился в Севастополе. Принимал участив операции в районе Дунайских гирл. После ультиматума, 28 апреля 1918 года ушел в Новороссийск, однако 16 июня в составе соединении Тихменева вернулся в Севастополь, после чего уведен англичанами в Измид. Вошел в состав Белого Черноморского флота, действовал против красных. 14 ноября 1920 года ушел в Бизерту, Далее судьба его традиционна: 24 октября 1924 года французы спустили на нем флаг. Разобран на металл французским подрядчиком.
«Безпокойный» (именно через «з»). Судьба его похожа, он очень активно участвовал в войне, при минопостановках, 27 августа 1916 года в районе Констанцы подорвался на минах, но остался наплаву. Отбуксирован сначала в Констанцу, потом в Николаев. После ремонта вошел в состав красного флота, ушел в Новороссийск, вернулся, перешел под французское командование, получив номер «R-1», уведен из Севастополя, но, затем был передан ВСЮР, участовал в боях против красных, вместе с эскадрой ушел в Бизерту. Разобран на металл.
«Гневный» Даты строительства, история службы похожа на история первых двух эсминцев, но есть нюанс. При попытке уйти в Новороссийск, получил попадание немецкого снаряда и выбросился на берег в районе Ушаковой балки. Экипаж открыл кингстоны, и вывел из строя одну турбину. Захвачен немцами, поставлен на ремонт (под номером «R03», интервенты особой фантазией не отличались: русский, значит, «R» и номер по порядку). Передан белым, ушел в Бизерту. Дальше судьба понятна.
«Пронзительный» И даты, и история службы этого эсминца похожи на своих собратьев, но,, в отличие от них, он лег на дно в Новороссийске, чтобы не попасть в руки интервентов. В 1926 году его с глубины 31 метр попытались поднять ЭПРОНовцы, но, неудачно. С него тогда сняли только котлы и механизмы. Остатки корпуса разобрали на металл в 1965-м году.
Со второй серией эсминцев все оказалось гораздо интереснее…