*после большого перерыва решила вернуться к написанию статей и на исторические темы, и на темы образования/репетиторства*
В 1472 году государь Руси Иван III женился во второй раз. Его избранницей стала племянница последнего византийского императора и дочь Морейского деспота Фомы Палеолога - Зоя. Имя Зоя переводится с греческого как "жизнь", но на Руси супругу Ивана III знали под другим именем. Дело в том, что при перемещении из греко-эллинского мира в русский имя Зои трансформировалось в Софью (греч. "мудрость"). А однажды на страницах одной из летописей Софья и вовсе была названа экзотичным для тех времен именем Зинаида.
Загадка ее имени не менее интересна, чем сама историческая фигура великой княгини. О Софье часто говорят как о мудрой супруге, сподвигнувшей московского государя на избавление от постыдной ордынской зависимости. Софье приписывают приглашение в Москву талантливых итальянских мастеров, оформивших величественный образ столицы единого государства. Вместе с тем, из века в век у хронистов и историков закрадывается мысль о причастности великой княгини к смерти старшего сына Ивана III - Ивана Молодого. В статье я поведу речь не об исключительной роли Софьи в истории молодой Московии (если таковая действительно прослеживается), а о молодой девушке, пересекшей по меркам средневековья полсвета и вынужденной привыкнуть и полюбить чуждый ей суровый русский мир. Что изумило Софью в Москве?
Дворец князя и архитектура
Софья вместе с супругом поселилась в его дворце, стоявшем посреди обветшавшей белокаменной крепости, возведенной еще при Дмитрии Донском. Вполне вероятно, что облик Москвы совершенно не впечатлил, а может быть и напугал княгиню своей суровостью. Глаз Софьи, привыкший к ренессансным строениям, теперь взирал на деревянный дворец, срубленный из бревен. Во дворце было тесно и сумрачно. Печи топились так щедро, что было тяжело дышать. Все это сочеталось с сильными сквозняками, сыростью чуланов, шорохом мышей и треском сугробов по ночам.
И тут мы скажем, ага, понятно, почему княгиня пригласила итальянских архитекторов в Москву! Но нам снова придется огорчиться: всю свою жизнь в Москве Софья прожила "на стройке": к моменту ее смерти лишь часть храмов Соборной площади была завершена, а Кремль так и не был достроен. Великокняжеские хоромы выгорали несколько раз, и семье Ивана III приходилось жить в уцелевших хоромах бояр, а когда и те подверглись огненной стихии, и вовсе в крестьянской избе!
Привычки и манеры русских
Не меньше Софью угнетали привычки ее русского окружения. Она стеснялась грубых манер русских в сравнении с обхождением ее греческой свиты. Например, к 1460-м гг. в Италии за столом уже начинали использовать вилки, тогда как на Руси знали только ложки. В Италии уже начали распространяться индивидуальные столовые приборы и посуда, тогда как в Москве на будничных трапезах все черпали из одного горшка.
Русская кухня
Уезжая из Италии Софья подозревала, что уже никогда не будет употреблять блюда, щедро заправленные оливковым маслом и розмарином. Но не нужно думать, что стол великого князя был скуден и не так разнообразен, как итальянская кухня эпохи Ренессанса. Уверена, что любой современный человек позавидовал бы столу Софьи в Москве: наваристые щи с белыми грибами, речная рыба во всех видах, разнообразные пироги, пирожки, кулебяки и расстегаи, вкуснейшие каши из печи, куры, запеченная куском говядина или баранина, соленые грузди и огурцы, квашеная капуста, овсяный кисель и многое другое.
Конечно, Софью расстраивало отсутствие обилия зелени на столе, к которой она так привыкла с детства. Не было на русском столе и вина, вероятно, Софья вместо последнего употребляла за трапезой традиционные хмельные медовые напитки.
Одежда
Дивилась Софья и тому, что как только наступали холода, все, даже простые горожане облачались в шубы. Можно быть уверенными, что великая княгиня любовалась собой в роскошных мехах песца, горностая и соболя. То, что считалось невероятным богатством в Европе, теперь было доступно Софье Фоминичне без каких-либо ограничений.
Известно, что платья княгини шились из итальянских тканей, однако фасоны открытых и приталенных западных платьев пришлось ввиду представлений о благочестии сменить на широкие сарафаны, а поверх них накидывать подволоку (подобие плаща). Голова на людях обязательно должна была быть покрыта, причем головной убор полагалось дополнительно накрывать покрывалом. Скорее всего, чуждая Софье закрытость одежды компенсировалась куда большей роскошью в сравнении с итальянскими платьями. В конце концов, ее сорочки расшивались жемчугами, а из перстней блестели изумруды, рубины и яхонты...
Климат
Пожалуй, самым сложным испытанием для новоиспеченной московской княгини стал климат. В Италии Зое приходилось прятаться от солнца, в Москве же солнечные дни случались намного реже. Залитые солнцем итальянские дворцы остались в памяти Софьи лишь воспоминанием. В московских хоромах окошки были маленькими, так как куда важнее было уберечься от зимней стужи, нежели думать о красоте внутренних помещений в ясный день. С конца марта в Риме уже расцветают апельсиновые деревья, а в Москве только-только начинает сходить снег.
Немало огорчений и радостей пришлось пережить Софье, привыкая к новому для нее быту, но так или иначе Русь медленно и неотвратимо затягивала гречанку. Трудное детство Зои, обусловленное страхом перед захватившими Константинополь турками, подростковый период, который Зоя вынуждена была провести в Италии при Папе Римском, закалили ее характер, научили приспосабливаться к меняющимся условиям. И Зоя Палеолог, морейская деспина, племянница последнего византийского императора насколько могла сумела встроиться в новый для нее русский мир и разгадать его секреты.