Термин гениальность, как описание высшего уровня интеллектуального или творческого функционирования личности, существует давно. Умные дяди уже много лет поясняют обычному люду о сущности или степенях гениальности, вкладывая в них иногда абсолютно разные мысли и понятия. Кроме того, существует и такой термин как талант. И эти два понятия постоянно сравнивают и спорят. Спорят о сходствах и различиях, о том, кем быть лучше и важнее и всё такое прочее.
Как говорится, талант — это то, чем вы обладаете; гений — то, что владеет вами.
Но мы здесь собрались не для ликбеза, а для того, чтобы понять, действительно ли Ингмар Бергман такой гениальный режиссёр, как про него принято говорить. Или же нет?
Почему же именно про этого шведского творца я решил написать? А потому что уже написал про нашего "всё и вся" А.А. Тарковского, и вот теперь хочу взяться за забугорных "всех и вся".
По мнению Вуди Аллена, Ингмар Бергман – величайшая личность в кинематографе с момента его изобретения. Он имел все черты гения: замкнутый, нелюдимый, с большим интеллектуальным багажом и сложным характером. В силу своей философской натуры Бергман всю жизнь искал ответы на ключевые вопросы. Его творчество – это попытка понять окружающий мир.
Эрнст И́нгмар Бе́ргман (14 июля 1918-30 июля 2007) — шведский режиссёр театра и кино, сценарист, писатель. По мнению многих критиков и киноведов признан одним из величайших кинорежиссёров авторского кино. Снял много известных фильмов. Это и "Седьмая печать", "Земляничная поляна", "Шёпоты и крики", "Фанни и Александр" и др.
Всего он поставил более шестидесяти художественных и документальных фильмов для кино и телевидения, при этом был автором сценария к большинству из них. Также на его счету более ста семидесяти театральных постановок. Благодаря многолетнему плодотворному сотрудничеству с Бергманом, о себе в большом кино заявил оператор Свен Нюквист. Неотделимы фильмы Ингмара Бергмана и от известнейших шведских актеров того времени. Макс фон Судов, Ингрид Тулин, Лив Ульман, Бибби Андерссон, Харриет Андерссон, о них и многих других, после фильмов режиссёра, знал весь мир.
Я долго думал, через восприятие какого конкретно фильма поразмышлять о возможной гениальности режиссёра. Можно было взять какую-нибудь из его ранних работ, отмеченных многими наградами. Можно было проанализировать его "Персону" или "Час волка". Или же взять за основу его последнюю работу - телефильм "Фанни и Александр".
И, хотя, я и понимаю, что неправильно судить о таланте или гении человека на основе одного произведения (тем более мне, LOL), я всё же попробую.
И для этого я выберу его "Трилогию веры".
Бергман родился в старинном городке Уппсала в семье пастора, где получил строгое религиозное воспитание, а также подвергался телесным наказаниям. Приобретённый травмирующий опыт детских лет стал материалом для многих его фильмов. Уже с раннего возраста он понимал, что жизнь и смерть связаны между собой, как две стороны одной медали.
Режиссёр касался религиозных тем несколько агрессивно — вновь и вновь задавался вопросами христианского характера, а также философскими вопросами бытия. Но, однако, главным, и определяющим, моментом является его способность как мастера переносить действие из мира бытовых вещей в иную реальность, где история уже становится притчей, а детали метафорами. Сам Бергман считал, что талант режиссера заключается в возможности этого перехода.
Три фильма: "Сквозь тусклое стекло" (1961), "Причастие" (1962) и "Молчание" (1963). Одна "трилогия веры". Сам Бергман наличие какой-либо связи между фильмами отрицал. С одной стороны связь между ними очевидна, с другой же, поиск Бога в творчестве Бергмана занял почти весь творческий путь. Но то, что в начале пятого десятка жизни вопрос веры стал основным - очевидно.
"Сквозь тусклое стекло" рассказывает историю Карин, стремительно сходящей с ума, и трех ее мужчин: отца, брата и мужа. Название происходит от библейского выражения, которое означает неполноту нашего знания о Боге в этом мире. Каждый из героев этого камерного фильма по-своему страдает, каждый из них внутренне одинок.
Вокруг отчужденная, холодная природа и ни одного другого человека. Отец (Гуннар Бьёрнстранд) - преуспевающий писатель, потерявший жену и с тех пор почти не живущий, глубоко страдающий от своей неискренности и неумения любить. Муж Мартин (Макс фон Судов) - врач, интеллигент, страдающий от безысходной любви к жене и собственного бессилия перед её недугом. Брат Минус (Ларс Пассгор) - подросток, обладающий, кажется, большим талантом, чем отец, но так отчаянно нуждающийся в его, отцовском, внимании. Здесь никто никого не любит, никто никого не ждет. И только Карин (Харриет Андерссон), мучающаяся от осознания неизлечимости болезни, разрушающей её личность, и от того, что не может «жить в двух мирах одновременно», ждет явление Бога. В этом фильме много Бергмана, много Чехова, много притчи. Мрак классической трансгрессии из прочного и порочного мира в мир безумия будет осветлен Бергманом вторым богоявлением. Явится Бог главным героям или нет, спойлерить не буду. Однако, гарантирую, что зрителя оставят в смятении, правда, ненадолго.
"Причастие" начинается с той же точки, где остановился "Сквозь тусклое стекло". Действие фильма длится один день. Он знакомит нас со священником (Гуннар Бьёрнстранд), потерявшим любимую жену и веру в Бога ,и простой учительницей (Ингрид Тулин), которая своей любовью пытается эту веру вернуть.
Пастору Томасу придется через большие муки одиночества придти к тому, что есть Бог. Придти самостоятельно, прорываясь через собственный эгоизм, через нежелание верить во что-либо, через всю ту рутину, в которую превратилась для него вера. "Причастие" еще более компактное и цельное высказывание Бергмана. Конец произведения, однако, отличен от предыдущего. Впрочем, эти душевные терзания и муки обретения веры характерны для одного конкретного человека. Окончательное же решение "божественного вопроса" Бергман оставляет для следующего фильма.
"Молчание" уже в полной мере притча. История Анны (Туннель Линдблум) и Эстер (Ингрид Тулин) — двух ненавидящих друг друга сестер, приезжающих в столицу вымышленной страны в разгар некой войны — стала крупной победой Бергмана над цензорами. Отдельные сцены даже спустя десятилетия кажутся ну очень натуралистическими.
История, которую можно рассказать вообще без слов (их здесь мало, кстати), наполнена деталями и смыслами в каждом темном уголке экрана. Раскрываются эти смыслы именно с позиции того, что "Молчание" - заключительный фильм "трилогии веры". Трилогии, выпаленной с яростным исступлением, с грузно повисающими в воздухе вопросами. "Молчание", по моему скромному мнению - самый мастерски выполненный фильм трилогии, самый жесткий фильм трилогии. Он - жесток, потому что в нем уже никто ничего не ищет. А ведь поиск - единственное, что спасало героев двух предудыщих фильмов. Он жесток, потому что Бергман расширяет границы дозволенного на экране (и это 1963 год). Он жесток, потому что в оглушительном молчании не слышно ни Бога, ни человека.
Страсть Ингмара Бергмана - это страсть человека, который кричит с экрана. Его герои - женщины, ведь в большей степени именно они способны донести страсть такой силы.
Здесь и кроется ответ на вопрос, гениален ли известный шведский режиссёр. Ответ, который я так и не смог полностью получить, по крайней мере от этой трилогии. От его фильмов не спрятаться, от его вопросов не уйти. Почему люди забылись, почему перестали любить? Я, как и собственно автор, измученный вопросами, не знает ответов на них. Быть может, ответы где-то в молчании, в пустоте, быть может, в каком-то пустяке, переданным с любовью и остатками последних сил. Человеческий мир - страшен. Жизнь в большей её части состоит из страданий. Во все времена, в любых городах и пространствах. Люди блуждают вслепую, не зная любви. И именно боль и любовь - вот главный рецепт от Ингмара Бергмана. И то, как он передал этот рецепт, говорит, как минимум о его режиссёрском таланте.
P.S. Всё написанное - это моё субъективное мнение и попытка его рассказать. Оно может не совпадать с Вашим. Всем спасибо!