Найти в Дзене
Музей истории религии

Музейное расследование: узнать историю фелони по вкладной надписи

В фонде «Ткани» Государственного музея истории религии хранится священническая фелонь, которая не похожа ни на один из других образцов в собрании музея. Фелонь выполнена из узорчатой парчи с рисунком «полиставрий», в котором крупные золотные кресты чередуются с крестами, вытканными красной нитью в стиле народной вышивки.

Фелонь с шитым образом «Св. Екатерина», парча, глазет, галун, бархат (выпушка), золотная нить, шелковая нить, бить, блестки, х/б (подкладка); ткачество механическое, шитье золотное накладное, шитье золотное в прикреп, гладь, холст, масло.  Дл. 152 см, шир. подола 194 см. Санкт-Петербург, парча - около 1877 г., вышивка – не ранее 1878 г. Из собрания Государственного музея истории религии
Фелонь с шитым образом «Св. Екатерина», парча, глазет, галун, бархат (выпушка), золотная нить, шелковая нить, бить, блестки, х/б (подкладка); ткачество механическое, шитье золотное накладное, шитье золотное в прикреп, гладь, холст, масло. Дл. 152 см, шир. подола 194 см. Санкт-Петербург, парча - около 1877 г., вышивка – не ранее 1878 г. Из собрания Государственного музея истории религии

Оплечье фелони из серебристого глазета с золотным шитьем по высокой карте. В центре композиции изображение святой Екатерины в рост с прописью личного маслом.

Фрагмент оплечья фелони
Фрагмент оплечья фелони

Поскольку на оплечье фелони вышит образ великомученицы Екатерины, имелось предположение, что облачение связано с храмом, воздвигнутым в память этой святой. Однако Екатерининских храмов в дореволюционной России было немало, поскольку они возводились еще и в честь царствовавших императриц - Екатерины I и Екатерины II. Даже в одном Петербурге и пригородах таких церквей существовало около десятка.

В поисках происхождения этого предмета помогла вышитая вкладная надпись на изнанке фелони «О Упокоении Рабы Божьей Екатерины скончавшейся 20 ноября 1877 г.».

Вкладная надпись на подкладке фелони
Вкладная надпись на подкладке фелони

Известно, что в этот день умерла Екатерина Владимировна Родзянко (10.06.1794 - 20.11.1877) - начальница Екатерининского института благородных девиц на набережной реки Фонтанки, возглавлявшая это учебное заведение почти сорок лет. При институте находился домовый храм, освященный в честь святой Екатерины. Таким образом, наметился след в происхождении данного облачения.

Портрет Е.В. Родзянко (в девичестве Квашнина-Самарина). Художник В.Л. Боровиковский 1821 г. Из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь, Минск
Портрет Е.В. Родзянко (в девичестве Квашнина-Самарина). Художник В.Л. Боровиковский 1821 г. Из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь, Минск

Екатерина Владимировна, в девичестве Квашнина-Самарина, родилась в военной семье 10 июня 1794 года. Еще в юном возрасте, рано лишившись матери, была отправлена на воспитание в Смольный монастырь. Там на нее обратила внимание императрица Мария Федоровна и взяла девочку под свое покровительство. По окончанию курса Екатерина Владимировна стала фрейлиной великой княжны Анны Павловны (дочери Марии Федоровны), которую сопровождала в 1816 г. до Берлина после бракосочетания с принцем Вильгельмом Оранским. В этом же городе Екатерина Владимировна познакомилась с принцессой Шарлоттой Прусской (впоследствии Александрой Федоровной) – невестой будущего императора Николая I. Спустя год, уже в Петербурге, она обучала Александру Федоровну положенным обрядам и традициям православной веры. Собственная помолвка Екатерины Владимировны состоялась в 1818 г. с полковником лейб-гвардии Гусарского полка Михаилом Петровичем Родзянко. В скором времени супружеская чета уехала из столицы в село Попасное Екатеринославской губернии – родовое имение мужа. У супругов родилось трое детей, один из которых сын Владимир – будущий отец видного политического деятеля начала ХХ века, лидера партии октябристов, Михаила Владимировича Родзянко. Спустя десять лет муж Екатерины Владимировны скончался, и вся забота о детях и имении легла на ее плечи. Новый этап в жизни Е.В. Родзянко наступил в 1835 г., когда императрица Александра Федоровна предложила ей должность начальницы в Екатерининском институте. Застигнутая врасплох этим предложением, Екатерина Владимировна сначала отказалась и в скором времени получила письмо от Николая I: «Старая наша знакомая, не огорчайте мою жену, не отказывайте ей». После этого Е.В. Родзянко согласилась поступить на службу в институт, где назначение состоялось 18 апреля 1839 года.

Здание Екатерининского института на набережной Фонтанки. Архитектор Дж. Кваренги, 1804-1807 гг. Ныне в бывшем институте располагаются читальный зал и фонды Российской национальной библиотеки
Здание Екатерининского института на набережной Фонтанки. Архитектор Дж. Кваренги, 1804-1807 гг. Ныне в бывшем институте располагаются читальный зал и фонды Российской национальной библиотеки

История Екатерининского института благородных девиц началась в самом конце ХVIII столетия. Это учебное учреждение предназначалось для дочерей потомственных дворян с офицерскими чинами или соответствующими чинами по Табели о рангах. Открытие института состоялось 12 июня 1798 года. Институт относился к Канцелярии императрицы Марии Федоровны и первоначально размещался в деревянном доме напротив Таврического дворца, а затем в каменном доме на Владимирской улице. Окончательное месторасположение института было определено Александром I, с дарованием земельного участка с Итальянским дворцом на набережной реки Фонтанки. Позднее в 1804 г. по проекту архитектора Джакомо Кваренги дворец был перестроен в стиле классицизм.

В Екатерининском институте располагался капитульный храм ордена Святой Екатерины.

Капитульный храм ордена Святой Екатерины при Екатерининском институте. Фото начала ХХ в. (Фото с сайта http://www.etoretro.ru)
Капитульный храм ордена Святой Екатерины при Екатерининском институте. Фото начала ХХ в. (Фото с сайта http://www.etoretro.ru)

Важнейшие исторические даты в жизни института и церкви связаны с деятельностью Е.В. Родзянко. При ней же прочно укоренилась традиция проводить бал в честь Екатерининского праздника 24 ноября каждого года. Екатерина Владимировна не дожила до своих именин несколько дней. По воспоминаниям близких и родных, предчувствуя скорую свою кончину, она завещала, чтобы ее не хоронили раньше Екатерининого дня, дав простоять обедню. Отпевание происходило в домовой церкви при институте.

В память о кончине Е.В. Родзянко и была изготовлена рассматриваемая фелонь.

По случаю столетнего юбилея храма в 1901 г. законоучителем института священником В.М. Темномеровым была выпущена небольшая книга «История церкви во имя святой великомученицы Екатерины при Санкт-Петербургском училище ордена святой Екатерины». Книга, помимо важных исторических фактов, содержит еще и достаточно подробную инвентарную опись церковного имущества. В одной из глав имеется описание облачений, которое приведем полностью: «Семейством покойной начальницы института, Екатерины Владимировны Родзянко, пожертвованы облачения для священника и диакона из серебряной парчи с золотыми крестами и с вышитыми оплечьями. На ризе священника кроме того вышито рельефное изображение Св. Великомученицы Екатерины. Данные облачения сделаны из покрова Екатерины Владимировны за упокой ее души».

В том, что В.М. Темномеров описывал облачение, ныне хранящееся в ГМИР, нет никаких сомнений. Благодаря этим важным сведениям, стало известно, что фелонь была выполнена из надгробного покрова Екатерины Владимировны Родзянко (См.: Темномеров В. М. История церкви во имя Св. Великомученицы Екатерины при С.-Петербургском училище ордена Св. Екатерины. СПб: издана Ф.Г. Бажановым, 1901. С. 18-19).

Парча из вкладной фелони является замечательным образцом русского стиля. Узор «полиставрий» строится по мотивам народной вышивки. В ткачестве имитируется крестьянское холщевое полотенце с вышивкой красными нитями в технике двустороннего шва. Вероятно, не последнюю роль в создании этой парчи сыграл альбом В.В. Стасова «Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева», выпущенный в 1872 г.

Справа - фрагмент парчи облачения памяти Е.В. Родзянко. Слева – фрагмент узора № 201 каймы полотенца из Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии из книги В.В. Стасова. Русский народный орнамент. Шитье. Ткани. Кружева. Вып. 1. СПб, типография товарищества общественная польза, 1872 г.
Справа - фрагмент парчи облачения памяти Е.В. Родзянко. Слева – фрагмент узора № 201 каймы полотенца из Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии из книги В.В. Стасова. Русский народный орнамент. Шитье. Ткани. Кружева. Вып. 1. СПб, типография товарищества общественная польза, 1872 г.

Такой тип парчи является редким и дошел до наших дней в немногих памятниках, одним из которых является вкладная фелонь памяти Е.В. Родзянко из коллекции Музея истории религии.

Фрагмент личного письма на накладной фигуре Св. Екатерина  (оплечье фелони)
Фрагмент личного письма на накладной фигуре Св. Екатерина (оплечье фелони)