ГРИМ – это вид искусства, который подразумевает изменение внешности актера с помощью косметических средств, красок, спецэффектов (накладных волос и других частей тела).
Использовать грим в театрах актеры начали не только с целью выглядеть лучше, а чтобы быть заметными зрителям на расстоянии. Точную дату появления театрального грима назвать нельзя. Некоторые источники утверждают, что это случилось в 6 веке до н.э. в Греческом театре, где на лица актеров стали наносить маски из свинцовых белил. Сделано это было, потому что театры были огромные и вмещали 15000 зрителей, поэтому использование такого грима было практичным решением, позволяющим актеру играть несколько ролей, меняя маски, а зрителям видеть его персонажа на большом расстоянии. Римские театры, а потом и итальянские, позаимствовали использование грима.
В 18 веке в Европе актеры раскрашивали лица свинцовыми белилами, чтобы их было заметней в тусклом свете сцены, а румяна делали из сульфида ртути. Оба соединения были ядовиты. В начале 19 века появилось газовое освещение, и необходимость сильно отбеливать лица отпала, грим стал более тонким, хотя все еще примитивным. Палитра актера состояла из белого, синего мела, царапины делали из красного кирпича или пепла от сгоревшей бумаги.
Театральный гримерный комплект для макияжа сейчас существует двух видов: живописный (включает только краски) и пластический (предполагает использование наклеек из латекса, силикона и других эластичных материалов, и постижерных изделий – борода, усы, парик). Нередко используются также вставные челюсти, клыки, изготовленные из стоматологических материалов.
Слово «косметика» тоже вышло из Древней Греции. Оно звучало как «cosmet»2 и означало искусство украшения. Первыми активным украшательством занялись древнегреческие куртизанки. Более яркие макияжи и украшательства древнегреческие женщины переняли у индийских и китайских женщин, когда Александр Македонский отправлялся в завоевательные походы. Именно тогда в общий обиход вошли белила, толченый уголь для подводки глаз, соки красных ягод для губ.
Пьесы Н.В. Гоголя, А.Н. Островского и др. требовали от актёра умения создать грим - портрет, обобщающий индивидуальные и социальные черты образа. Мастерами грима были русские драматические актёры В.В. Самойлов, А.П. Ленский, В.Н. Давыдов, оперные артисты Ф.И. Шаляпин, И.В. Ершов и др.
Существующие ныне жировые краски появились только в 70-х годах XIX века и вызвали полный переворот в гримировальном искусстве.
В практике Московского Художественного театра, искусство грима стало одним из важных компонентов режиссёрского замысла спектакля. С этого времени появляется новая в сущности должность художника-гримёра, творческого помощника режиссёра и художника. Большой вклад в развитие искусства грима в советском театре внесли гримёры-художники М.Г. Фалеев, Н.М. Сорокин, П.Б. Лившиц, И.В. Дорофеев и др. Разработкой теоретических основ искусства грима в СССР занимался художник-гримёр Р.Д. Раугул.
#грим #косметика #раневская #хазанов #оболдина #добронравов #история #знаменитости #живопись #искусство