Корреспондент ИА EAOMedia попал в закулисье “Кудесника"
Куклы во все времена восхищали и ужасали одновременно. В народе ходит поверье о том, что, когда рядом нет человека, куклы оживают. Похожее волшебство происходит в биробиджанском театре кукол "Кудесник" — здесь куклы действительно оживают, но только под управлением артистов. Как происходит процесс создания кукол, кто "колдует" и оживляет игрушечных артистов, сколько времени проходит от задумки спектакля до его премьеры? На эти и другие вопросы искал ответы корр. ИА EAOMedia, побывав в биробиджанском театре кукол "Кудесник".
В маленькой комнате 2x3 кв. метра — настоящее "кукольное общежитие". Здесь находятся почти все созданные за годы работы театра куклы. Некоторые из них совсем новые, а какие-то созданы много лет назад. Каждая кукла уникальна и изготовлена с любовью. Кто и как создает кукол? Безусловно это — долгий, увлекательный и многоэтапный процесс.
Сегодня в "Кудеснике" готовятся к новому спектаклю "Хлебушек" (12+), премьера которого состоится в ноябре. Во всех цехах уже приступили к работе над куклами.
От идеи — к воплощению
От идеи создания любого кукольного представления до его премьеры проходит в среднем около полугода. Прежде всего у режиссера театра, она же директор, Светланы Васильевой появляется идея, сценаристы его прописывают, готовят роли. Уже после этого в дело вступает главный художник театра Екатерина Калашникова. Она придумывает и продумывает образы каждого персонажа, рисует их в графическом редакторе. Это очень кропотливый труд, ведь необходимо продумать каждую деталь, чтобы конструкторы, декораторы, бутафоры смогли без проблем воссоздать придуманный художником образ.
Когда модель готова, из гипса отливают форму для папье-маше. Полученные слепки в несколько рядов обклеивают бумагой на специальный клейстер и высушивают, а после этого отправляют в цех, где художник-конструктор Алексей Попов приступает к созданию подвижного каркаса, он же собирает головы будущих кукол.
Когда механизм готов, его отправляют в бутафорский цех. Здесь, среди лекал, выкроек, коробок с тканями, творят три девушки, у каждой в работе находится сразу по несколько кукол.
Волшебницы-бутафоры
Удивительно, как из проволоки, дерева, ткани, бумаги и поролона возникает полноценная кукла. Наверное, это похоже на таинство превращения гусеницы в бабочку.
Художник-бутафор Вера Чаркандян пока взяла в работу три куклы. Одна из них — сорока. Ее лапки из проволоки и веревки уже готовы. А пока художник-конструктор колдует над каркасом птицы, Вера обшивает поролоном туловища двух других кукол. В перерывах она занимается формированием лиц и грунтовкой голов пока неживых артистов.
Елизавета Коженкова — художник-бутафор и универсальный солдат. Она не только сама делает кукол, лепит их из папье-маше, но и снимает видеоролики о рабочем процессе. Сейчас на рабочем столе Лизы лежат головы двух кукол — бабушки и внучки. Именно в руках бутафора на обезличенной голове из папье-маше проявляются черты лица и внимательный живой взгляд персонажа.
— Сначала с помощью шпатлевки я убираю все неровности головы будущей куклы, шлифую наждачной бумагой. В это время, конечно, вокруг творится хаос, летит пыль, но таков рабочий процесс. Только после этого можно приступать к грунтовке, покраске головы и прорисовке лица, — рассказывает Елизавета.
Головы еще двух кукол в процессе у бутафора Татьяны Петришиной. Для прорисовки лиц девушка использует колер, смешанный с клеем ПВА, либо водоэмульсионные краски. К тому же, в арсенале у Татьяны есть акварельные карандаши для прорисовки нюансов там, где кисточкой это сделать проблематично.
На столе у каждой из девушек лежат подушечки с иголками, нитки, ножницы, краски, наперстки и, главное, эскизы кукол. Они здесь не для красоты — это необходимость, ведь бутафоры выполняют работу в соответствии с задумкой художника. Внешность каждой будущей куклы продумана до мелочей — взгляд, форма бровей, губ, мимика. Бутафорский цех — это творческая мастерская, где куклы приобретают свой уникальный внешний вид, чтобы позже произвести фурор на сцене в руках артистов.
Далее дело переходит в руки художника-модельера Марины Коваленко. Она создает одежду как для кукол, так и артистов, а также шьет декорации для спектаклей. Из-под ее легкой руки появляются помпезные шляпки, скромные береты, строгие и пышные костюмы. Артисты театра также всегда одеты с иголочки.
Пока девушки творят, в это время над подготовкой спектакля работают художник-декоратор, костюмер, заведующий художественно-постановочной частью, звукооператор, художник по свету. Каждый человек здесь важен, благодаря им обычный сценарий превращается в сказку.
Кто стоит за куклой?
Застать артистов в театре не удалось, они — на репетиции в ГДК. "Кудесник" задействован в этноконфессиональном семейном форуме "Территория согласия" (12+), который накануне стартовал в ЕАО.
Как рассказала заведующая труппой Татьяна Миронова, в театре работает восемь (!) артистов, которые задействованы в четырех спектаклях еженедельно. Всего же в "Кудеснике" в течение года одновременно идут 12 спектаклей. Помимо этого артисты выезжают со спектаклями в районы области. Напряженный график работы, однако… Как это возможно?
— Это возможно только в том случае, если ты любишь свою профессию, горишь ею, — говорит Татьяна. — Наш коллектив уже устоявшийся, стабильный и проверенный временем. Это перспективные ребята, они — настоящие профессионалы своего дела. Каждую субботу и воскресенье артисты отыгрывают спектакли, помимо этого репетируют, участвуют в тренингах, обучаются сценической речи и не только.
Население Биробиджана около 80 тысяч человек, и совсем небольшое количество детей. Для того, чтобы к нам шел зритель, необходимо постоянно обновлять репертуар. Поэтому мы ежегодно создаем по четыре новых спектакля. На репетицию премьерного спектакля и изучение новых ролей у артистов обычно уходит пара месяцев. А от идеи до воплощения — около полугода.
Кукольный век — долог
А что же происходит с куклами из тех спектаклей, которые сняты с репертуара? По словам Татьяны Мироновой, за 32 года работы "Кудесника" у театра есть порядка 25 спектаклей, которые сняты с репертуара. Спустя несколько лет старый спектакль вновь обретает жизнь, а куклы достаются из чехлов. Пролежав на складе несколько лет, они вновь оживают.
- В прошлом году, например, мы возобновили постановку, которую играли 25 лет назад. Это была не только премьера спектакля, но и мой дебют в качестве артиста-кукольника, — рассказывает Татьяна. — Некоторых отреставрировали, а кого-то пришлось полностью изготовить по эскизам старого спектакля. Так что, куклы получили вторую жизнь, чтобы вновь радовать юных жителей ЕАО.