ПРО КОРПОРАТИВНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО БЕЗ КУПЮР
Достаточно модным явлением сегодня является корпоративное предпринимательство. Что это такое? Это когда в компании отдельные направления начинают действовать как самостоятельные бизнесы, начиная воспринимать саму компанию как одного из своих клиентов.
И, как утверждают лозунги, которые к этому подталкивают бизнесменов, все достаточно просто. Нужно разработать go-to market стратегию (а лучше заказать ее разработку у консультанта по каждому направлению) и начать эти стратегии реализовывать.
Но в этих лозунгах забывают упомянуть про несколько важных вопросов, на которые нужно себе честно ответить, прежде чем что-то разрабатывать.
Вопрос 1. Насколько замотивированы и компетентны как предприниматели те люди, на которых будет возложена ответственность реализовывать эти внутренние стартапы?
Как показывает практика - зарабатывать деньги на открытом рынке желают и способны очень немногие, даже из тех, кто позиционирует себя такими.
Вопрос 2. Насколько в компании имеется то, что может быть конкурентным на открытом рынке?
Например, компания оказывает классный стандартизированный сервис для большого количества внутренних клиентов и есть свободные недозагруженные ресурсы - высокие предпосылки для выхода на рынок. А если взять, для примера, отдел внутреннего аудита, который под специфические задачи компании наловчился делать классно аудит, и он все время занят - слабая предпосылка. Таким образом, первая тема - плод, похожий на низко висящий, а второй и вовсе на плод не поход, а просто внутренняя функция.
Вопрос 3. Есть ли рынок?
Насколько рынок конкурентен, маржинален, какие есть барьеры входа? Причем не общий рынок, а тот рынок, который готов потреблять услуги и продукты именно у этой компании. Например, если сервис находится в хорошей локации, маржинальность на рынке хорошая, все сервисы в округе загружены - то значит рынок есть. И наоборот.
И если на первые три вопроса есть честные положительные ответы, далее можно сформулировать первые гипотезы, которые нужно проверить. Проверить идеи реальными делами, например сделать лендинг, запустить рекламу, попробовать попродавать.
Желание что-то поразрабатывать всегда выше, чем проникнуть в корень вопроса, попробовать себя в деле и честно ответить самому себе про самого себя.