В заброшенных кавказских селениях я уже бывала, но вот в заброшенном городе мертвых никогда. А это реально город с настоящими домами, и даже сложно представить себе, что это склепы. Но даже в городе мертвых все так же, как у живых: чем ты богаче и знатнее, тем твой дом выше и лучше. Это только у знати - склепы, а остальные довольствовались каменными насыпями.
Нашла довольно подробное описание захоронений. Вот что, в частности, пишет Л. И. Лавров: «Внешний осмотр Верхнечегемского могильника дает возможность различить в нем семь типов могил: 1) земляная насыпь, обложенная по краям камнями; 2) каменная насыпь; 3) каменный ящик, сложенный из гладко пригнанных камней и внутри засыпанный камнями, то есть та же каменная насыпь, но с укрепленными стенками; 4) каменный сцементированный ящик с крутой двускатной крышей; внутренность ящика заполнена камнями; эта могилa отличается от предыдущей лишь тем, что она лучше предохранена от разрушения; 5) могила с таким же ящиком, как и у предыдущей, отличающимся от него тем, что, во-первых, внутри он пустой и, во-вторых, «имеет маленькое квадратное окошечко с восточной стороны. То есть это маленький склеп, как бы повторяющий собою внешние формы каменной зацементированной насыпи; 6) большой четырехугольный склеп (кешене) с высокой двускатной крышей и окном с восточной стороны; » 7) большой восьмиугольный склеп с пирамидальной (так же — восьмигранной) высокой крышей, переходящей вверху в конус».
Многие каменные насыпи полностью заросли можжевельником, который сажали после погребения. Кстати, пишут, что во время нападения врагов, балкарцы делали из сухого можжевельника шары, поджигали и спускали с горы на врага.
Хоронили в Эль-Тюбю еще с 9 века и, видимо, до 18-го. Захоронения отличаются друг от друга еще из-за разных религиозных традиций. Ведь здесь было и язычество, и христианство, и зороастризм, и ислам. Говорят, что 8-гранные склепы – мусульманские,
а с 2-скатной крышей - христианские.
А началась традиция якобы с зороастризма: по законам этой религии нельзя закапывать и сжигать тела умерших — это считается осквернением священных стихий огня и земли. Зороастризм вытеснили другие религии, но хоронить в склепах продолжали.
Венчали склепы керамические или каменные наконечники, правда, сохранился только один. Якобы это говорит о том, что мужчины рода, которому принадлежит данный мавзолей, еще пока живы, хотя в этом мавзолее уже давно никого не хоронят.
Склепы давно уже все разграблены, и в них пусто.
Причем, как пишут, делали это не только воришки, но и археологи. Прочла рассказ местной жительницы о том, что предметы быта, которые клали в склепы, археологи собрались отвезти в музей в Нальчике. Так вот вертолет очень долго не мол взлететь. Или совсем не взлетел) И вообще пишут о том, что здесь находится место силы. Оно сопротивляется: если копнуть землю рядом со склепами лопатой — зальют дожди на неделю. Не успевают археологи начать раскопки — начинаются ливни, даже если была жара и засуха.
Этот массив был включен в список аномальных мест России как аномальная зона «Альфа». Над вершиной горы Кум-Тюбе («песчаный холм» — балк.), у подножия которой и находится Эль-Тюбю, в 1980-х гг. наблюдались загадочные ночные свечения. Сейчас вроде их нет)
Кстати, возле города мертвых на гору уходят две старинные оборонительные Греческие лестницы. Мы туда, увы, не ходили, но судя по фотографиям подъем по ним кажется делом довольно рискованным. Пишут, что в древние времена по лестницам уходили в горы от врагов, а выше лестниц воины занимали позиции для обороны.
Загадочные и красивые места всегда привлекали к себе киношников. В Чегемском ущелье снимали «Землю Санникова», «Героя нашего времени» Ростоцкого и фильм «Всадник с молнией в руке». И в наше время тут шли съемки. Фильм «Война» Алексея Балабанова снимался не в Чечне, а именно здесь.
В середине фильма его герои идут через город мертвых,
а на первых кадрах мы видим само село и башню Балкаруковых.
Ее называют Башней любви: по легенде, ее построил князь Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от разгневанных родных кумычки Кериме, которую он украл в Дагестане.
Около башни стоит современная мечеть, и около нее начинается каменная стена с мраморными плитами, которая приходит к дому советского и балкарского поэта Кайсына Кулиева.
Уж хотя бы одно из его стихотворений знает практически любой: это песня Пугачевой «Женщина, которая поет». А вообще у него удивительно красивые и мудрые стихи и слова.
«…И золотом зовётся не молчание…
А мудрость слова, сказанного в срок.»
Читали Кайсына Кулиева?