Для многих обывателей (преимущественно молодых людей) подвиг Юрия Гагарина перестал быть чем-то сверхъестественным. Почему? Потому что они не знают всех нюансов полета. А ведь наш космонавт несколько раз мог погибнуть или вообще сойти с ума от перегрузок.
Только благодаря хитрым предосторожностями советских космических инженеров и профессионализму Гагарина полет завершился успешно.
Через какие же трудности прошел наш космонавт?
Хитрый конверт
Даже в условиях тщательной подготовки предсказать ход полета и реакцию психики человека на пребывание в космосе было невозможно. Ученые во главе с Королевым принимали хитрые меры предосторожности по защите корабля, чтобы Гагарин в порыве психического расстройства или помешательства не наделал глупостей.
Так, чтобы переключить управление кораблем в ручной режим космонавту нужно было вскрыть специальный конверт и решить сложную математическую задачку. Правильным ответом был специальный код, предоставлявший доступ к панели управления. К счастью, этот конверт не понадобился. Однако были и нештатные ситуации, грозившие гибелью нашего космонавта.
Четырежды чуть не погиб
1. Во время старта корабля могло пройти короткое замыкание. По удивительному стечению обстоятельств один из конструкторов стартовой установки Борис Филин решил ее повторно проверить. И был прав. Имелась неисправность. Пришлось систему отключить от штатного электропитания и подключить к запасной. Если бы не Филин, запуск был бы отменен или корабль с Гагариным на борту просто бы взорвался.
2. Во время полета организм Гагарина справлялся со всеми нагрузками "на отлично". Однако в какой-то момент корабль с Гагариным перевернулся. Космонавт летел вверх ногами. Начались рвотные позывы. Готовивший Юрия врач Владимир Яздовский вспоминал:
Ситуация очень опасная. Хорошо, что он сплюнул этот рвотный комок, иначе в невесомости, он бы плавал возле него, мог попасть в дыхательные пути. Гагарин бы просто задохнулся.
3. Во время завершения полета возникла неисправность тормозной двигательной установки. Система дала сбой и отказала в разделении приборного отсека и спускаемого аппарата. Гагарин оказался взаперти. Примерно десять минут корабль с космонавтом крутило с чудовищной скоростью. Нагрузки были нечеловеческими.
В какой-то момент в глазах потемнело. Приборную панель я стал видеть менее отчетливо. Пришлось напрячь все силы – зрение нормализовалось.
Но и это еще не все. Из-за огромной температуры начала плавиться обшивка. В иллюминаторе Гагарин увидел возгорание. Но все обошлось. Под воздействием температуры кабели, которые препятствовали разъединению аппарата с отсеком, перегорели. Отсоединение произошло. Начался штатный спуск.
4. Из-за изменения траектории полета, Гагарина отнесло почти на 200 км от предполагаемого места посадки. Парашют космонавта кренило в сторону Волги. Если бы он приземлился на воду, то точно бы не выжил. Благодаря сноровке и грамотному использованию ножа, Гагарину удалось выправить парашют и направить его по нужной ему траектории.