Не покривлю душой, если скажу, что ни одна святая Русской православной церкви не имела более удивительной жизни и судьбы, как преподобномученица Елисавета - великая княгиня Елизавета Федоровна, внучка английской королевы Виктории и жена великого князя Сергея Александровича. Биография этой величайшей женщины завораживает, а ее трагическая гибель и мужество в последние ее часы заставляет кровь холодеть в жилах. Она была русской больше, чем сами русские, хоть и родилась немкой.
Сегодня, 11 октября, - день обретения мощей преподобномученицы Елисаветы.
Сразу выражу свое личное мнение, что это единственная из Романовых, которая действительно достойна того, чтобы быть канонизированной. Отмечу еще раз – это мое личное мнение. Канонизация царской семьи и причисление их к лику святых... За что? За то, что были расстреляны и теперь они страстотерпцы? Более сомнительного акта церковь не могла придумать.
Я не претендую, что мое мнение - истина в первой инстанции, но оно для меня верное и неизменное.
По этому поводу я даже однажды вступила в спор с одним епископом – большим почитателем царственных страстотерпцев. Из-за уважения к его сану не позволила себе слишком эмоционально выражаться, но на мой ответ: за что?, он так внятно ничего и не ответил. Я же привела многое из того, за что царская семья никак не могла быть причислена к лику святых Русской православной церкви. Но, увы... Их иконы уже висят по церквям, строятся храмы в их честь.
Еще одна святая, чья святость под большим сомнением – княгиня Ольга. Я, конечно, поздравляю 24 июля своих подруг (кроме одной) с этим именем с Днем ангела, но это всего лишь дань уважения к именам моих подруг. Правда, одна из них, которую я не поздравляю, такого же мнения, как и я, что не достойна была княгиня стать святой. Много крови пролила – и святая! Это как? Много всего сделала для установления христианства на Руси – вот за это ее и канонизировали. Так мне ответили знакомые батюшки, а их у меня много.
Иное дело - преподобномученица Елисавета!
Об этой удивительной женщине многое читано и перечитано, изучено не ее житие, каким оно описано в акафисте, а ее реальная биография, включая родословную ее рода. А она невероятна!
Принцесса Гессен-Дармштадтская Елизавета Александра Луиза Алиса, которую в семье звали проще – Элла, была внучкой славной королевы Англии Виктории. Дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы. Младшая сестра Эллы, Аликс, в ноябре 1894 года стала российской императрицей Александрой Федоровной, выйдя замуж за российского императора Николая II.
Сама Элла к этому времени уже десять лет жила в России - 3 июня 1884 года в Большой церкви Зимнего дворца она венчалась браком с великим князем Сергеем Александровичем, братом российского императора Александра III.
В конце 19 века Елизавета Гессенн-Дармштадтская считалась самой красивой принцессой. В нее были влюблены многие кузены – она могла стать королевой, но никто из принцев Европы не мог добиться любви красавицы Эллы – ее сердце было отдано русскому цесаревичу, великому князю Сергею.
Сергей Александрович был очень красив – рядом с Эллой они представляли собой видную пару. О своем избраннике она даже писала своей великой бабушке: «Я так рада, что Вы увидите Сергея, когда Вы приедете в следующем месяце, и я надеюсь, что он произведет на Вас приятное впечатление. Все, кто его знает, любят его и говорят, что у него правдивый и благородный характер».
После заключения брака немецкая принцесса не обязана была принимать православие – этого обычай требовал только от тех, кто в будущем станет царицей, как Александра Федоровна.
Но Елизавета не просто жила в России – она искренне и всем сердцем полюбила свою новую родину. Она в совершенстве знала язык, разговаривал практически без акцента. Она знала и любила культуру и историю России больше, чем большинство русских. Она восхищалась людьми и предназначением России!
И пришел момент, когда она поняла, что хочет быть православной.
Несмотря на просьбу дочери благословить ее на этот шаг, великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг IV не позволил ей менять веру. Но уже ничто не могло поколебать уверенность великой княгини, и она приняла православие, крестившись Елизаветой Федоровной. Это произошло в 1891 году.
Все изменилось в жизни великой княгини в 1905 году, когда ее муж, к тому времени генерал-губернатор Москвы, погиб от взрыва бомбы террориста Ивана Каляева. Елизавета одной из первых прибыла на место трагедии, и сама лично собирала разбросанные взрывом части тела любимого мужа.
На третий день после гибели великого князя, она поехала в тюрьму к убийце в надежде, что тот раскается. В ту встречу террорист признался: «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз, и в то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть». На что Елизавета Федоровна ответила: «И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?».
Великая княгиня облачилась в траур и уже больше никогда не блистала в свете, посвятив всю себя благотворительности и служению Христу.
Она купила на Большой Ордынке участок земли и открыла там Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа. Через год Елизавету Федоровну возвели в сан настоятельницы ею же созданного монастыря, хотя она монашество не принимала.
По ночам великая княгиня ухаживала за тяжелобольными или читала Псалтирь над умершими, а днем трудилась, наряду со своими сестрами, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок - самое трущобное место тогдашней Москвы, вытаскивая оттуда малолетних детей. Нищие и попрошайки с большим уважением относились к русской немке – она держалась достойно и никак не проявляла своего превосходства над обитателями трущоб.
Во время Первой мировой войны великая княгиня активно поддерживала фронт: помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви. Очень большое участие она приняла в развитии производства протезов конечностей. В годы войны и после нее раненым и покалеченным воинам протезы позволили вести относительно полноценную жизнь.
Отречение от престола Николая II она приняла с сожалением, но не к царской семье, а к России и ее населению.
В 1918 году Елизавету Федоровну арестовали и отправили в ссылку на Урал - в город Алапаевск. За матушкой последовали сестры милосердия Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Екатерину позже отпустили на свободу, а Варвара отказалась уезжать и осталась с великой княгиней до конца.
В ночь на 18 июля 1918 года великая княгиня Елизавета Федоровна была убита: избитой прикладами винтовок, но живой, она была сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Во время казни великая княгиня крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!» Шахту взорвали гранатами, завалили бревнами и засыпали землей.
Вместе с Елизаветой в этой шахте погибли: великий князь Сергей Михайлович; князь Иоанн Константинович; князь Константин Константинович (младший); князь Игорь Константинович; князь Владимир Павлович Палей; управляющий делами великого князя Сергея Михайловича Фёдор Семёнович Ремез; сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева).
Все они, кроме застреленного великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту избитыми, но живыми.
Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и когда тела мучеников достали из шахты, то обнаружили, как гласит легенда, в которую я верю, что у Елизаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.
Внимательный осмотр тел показал, что некоторые из жертв умирали в муках от голода и ран. А рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Федоровны, была перевязана частью ее апостольника.
То, что некоторые мученики еще несколько суток были живы, подтверждали и крестьяне, слышавшие, как из шахты доносилось пение молитв.
Останки убитых извлекли из шахты 31 октября 1918 года, уложили в гробы и поставили на отпевание в кладбищенской церкви города. Однако с наступлением Красной армии тела несколько раз перевозили дальше на Восток. В апреле 1920 года в Пекине их встречал начальник Русской духовной миссии, архиепископ Иннокентий (Фигуровский). Оттуда два гроба - великой княгини Елизаветы и сестры Варвары - были перевезены в Шанхай и затем пароходом в Порт-Саид. Наконец гробы прибыли в Иерусалим. Похоронили Елизавету в январе 1921 года под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. При жизни она говорила, что мечтает покоиться на Святой Земле. Ее мечта осуществилась.
Вот так сложилась жизнь самой красивой и умной внучки славной королевы Англии Виктории. Немки, которая стала русской в большей степени, чем рожденные русскими. Ее канонизацию я приветствую всем сердцем и искренне почитаю преподобномученицу Елисавету. Великая женщина, на которую можно только равняться.
Предлагаю некоторые материалы, которые можно почитать, если интересно узнать больше о великой княгине:
Великая княгиня Елизавета Федоровна
Редкие фотографии Елизаветы Федоровны
О гессенских сестрах - Элла и Аликс
Благодарю, что дочитали. Отдельная благодарность за ваши лайки!
Подписывайтесь на канал «Восхитительные будни», где будет много полезной и просто интересной информации. Из обычной жизни обычного человека.
Подписывайтесь и заходите почаще! Ваша «Восхитительные будни»