В центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ), во времена СССР разрабатывали различные автомобили. В конце 70-х годов разработан уникальный грузовой автомобиль НАМИ-0215, созданный для сельского хозяйства средней полосы, его передали в производство в Грузию город Кутаиси. Бескапотные автомобили КАЗ-608 «Колхида» вариант простого и надежного ЗИЛ-130, но в Кутаиси была некачественная сборка авто и водители не хотели работать на них.
Серийное производство КАЗ-4540 началась в 1984 году, первые автомобили были с «детскими болезнями» еще и изготовлялись не качественно. В начале 90-х годов поменяли руководство завода, но качество сборки автомобилей КАЗ-608 и КАЗ-4540 лучше не стало.
Компоновка полноприводной КАЗ-4540 (НАМИ-0215) нестандартная, двигатель стоит отдельно от КПП. Шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-642 с поршневой и ГБЦ от двигателя Камаз-740, изготовляли в автозаводе Кутаиси.
Мощность двигателя ЯМЗ-642 — 160 л. с. (118 кВт). Номинальная частота вращения — 2600 об/мин. Рабочий объём — 8,14 л. Диаметр цилиндра — 120 мм, ход поршня — 120 мм. Степень сжатия –17, двигатели выпускали в Кутаиси.
Двигатель ЯМЗ-642 установлен под кабиной, усилие передается через карданную передачу к КПП установленного посередине автомобиля. КПП агрегатировался с раздаточной коробкой, в итоге получается 8 передач вперед и 2 назад, что позволяло ездить на малых скоростях по полю и с максимальной скоростью 80 км/ч по шоссе.
Для эксплуатации в тяжелых условиях и предусматривалась межосевая и межколесная блокировка. Трансмиссия грузовика нетипичная для грузовиков СССР 50-80-х годов. В основном автомобили КАЗ-4540 комплектовались самосвальной платформой с наращёнными бортами до 14 кубов с 3-х сторонней выгрузкой. Грузовик мог перевозить до 6 тонн груза и буксировать прицеп с общей массой до 9 тонн. В СССР была плановая экономика и грузовики получали по распределению и автопредприятия не отказывались от грузовиков из Кутаиси.
На практике еще в 1994 году мне пришлось ремонтировать стартер от КАЗ-4540, аналогичный Кмаз-740, позже, в 2000 годах этот грузовик утилизировали. В 2021 году в Ставрополье видел два автомобиля КАЗ-4540 один из них выставили на продажу. Со слов владельца КАЗ-4540, автомобили выкупили в Краснодарском крае, на предприятии где было почти 50 таких автомобилей. За 20 лет эксплуатации автомобиль КАЗ-4540 владелец модернизировал по своему усмотрению.
Комплектующие и запчасти на автомобили были из советских республик. Для внутреннего рынка Грузии много грузовых автомобилей не требовалось, производство сокращалось. По мере возможности, на автомобили КАЗ-4540, после развала СССР, ставили детали от других авто. В Краснодарском крае в селе Пшада на грузовик КАЗ-4540 с манипулятором установили двигатель Камаз-740, больше особых изменений на авто не производили.
У завода Кутаиси с развалом СССР появились финансовые проблемы и в 2001 году он закрылся. Автомобили КАЗ-4540 остались на руках только у фанатов автомобилей, которые знают все преимущества автомобиля и ценят его.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте "Авторемонт и техника"