59,5K подписчиков

Как и почему славяне поклонялись медведю

999 прочитали
Давно я не писала статей по мировоззрению древних славян.  А ведь для этой темы выделена даже отдельная рубрика на моём канале.

Давно я не писала статей по мировоззрению древних славян. А ведь для этой темы выделена даже отдельная рубрика на моём канале. Сегодня поговорим о "медвежьем культе", распространённом у наших предков. Медведь, по всей вероятности, был тотемным животным у многих праславянских племён. Следы т.к. "медвежьего культа" прослеживаются в русских сказках и в охотничьих обычаях вплоть до XX века.

Косолапому хозяину леса, разумеется, в первую очередь поклонялись охотничьи народы. Оно и понятно: слишком много места в жизни первобытного охотника занимал лес и его суровые обитатели. А какой обитатель леса был самым сильным и опасным в наших широтах?

Но славяне - по крайней мере, на той стадии, на которой из застают письменные источники - уже являются земледельческим народом. Тем не менее, лес и охота всё равно занимают огромное место в их хозяйственной жизни. И поэтому у них сохраняются многие охотничьи верования - в частности, вера в оборотней, вера в то, что животные понимают человеческий язык.

Например, со школьного курса истории мы помним, что само слово "медведь" является иносказанием и означает "мёдом ведающий". А причина, по которому наши предки заменили древнее индоевропейское
название этого животного красивым поэтическим эпитетом, довольно прозаична. Они вовсе не упражнялись в красноречии. Просто древние охотники, обсуждая детали предстоящей охоты, старались заменять названия, а делалось это для того, чтобы животные не подслушали, не передали друг другу разговоры людей и не убежали.

Но какое было древнее, запретное название медведя? По одной из версий, оно сохранилось в названии его зимнего жилища - "берлога", т.е. "логово бера". (Слово "бер" является общеиндоевропейским. Сравните с современными германскими языками: англ. - "bear", немецк. "Ваг", норвежский - biorn и т.д. ).

Давно я не писала статей по мировоззрению древних славян.  А ведь для этой темы выделена даже отдельная рубрика на моём канале.-2

С утверждением христианства на Руси эти представления не были вытеснены, однако сместились акценты. Так в «Церковном уставе» князя Ярослава Мудрого содержится запрет на поедание медвежатины – за это полагается идти на покаяние к митрополиту.

«Аще кто что поганое сьясть по своей воли – или кобылину, или медведину... митрополиту в вине и в казни», – говорилось в Уставе.

Возникает вопрос: если у христиан существовал запрет есть медвежатину, стало быть, у язычников это было распространённым явлением? Ведь, по идее, то, что считалось священным у язычником, должно считаться "нечистым" у христиан.

Но вероятнее всего, есть медвежатину было не принято и в дохристианский период. Разве что иногда это допускалось в ритуальных целях. Скорее всего это связано с тотемическими представлениями - верой в то, что медведь являлся предком человека, а кушать своего родного дедушку...

Отголоски этих представлений сохранились в русских, украинских и белорусских сказках. Например, в сказочном цикле о богатыре по прозвищу "Медвежье ушко", у которого папа был человеком, а мама - медведицей (или наоборот - по-разному в разных редакциях). Также следы этого культа прослеживаются в любимой всеми сказке "Машенька и Медведь", в которой Медведь выступает в роли наставника, проводящего обряд инициации у девочек. В медведей и прочих представителей восточно-европейской фауны переодевались ряженые во время колядования, и это тоже неспроста: надевая шкуру животного человек верил, что он на какое-то время становится этим животным.

Но подробнее об отголосках медвежьего культа у славян я напишу позже, в отдельных статьях.

А из всех славянских народов следы почитания медведей дольше всех сохранились у белорусов. В белорусских деревнях даже существовал обычай - медведя даже приглашали (причём, в буквальном смысле!) в дома, в которых заводилась нечистая сила.

Культ медведя существовал и у других народов, чей образ жизни близок образу жизни древних славян. Например, у германцев, причём, как у континентальных, так и у жителей Скандинавского полуострова. В исландских сагах часто упоминаются берсерки ("бер"-медведь", "серк"- шкура), неустрашимые "воины в медвежьей шкуре". Во время битвы они имитировали поведение диких зверей - рычали, кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов, не замечая ран и не чувствуя боли.

Давно я не писала статей по мировоззрению древних славян.  А ведь для этой темы выделена даже отдельная рубрика на моём канале.-3

Это всё является отголосками древнего культа, который намного древнее самого славянского этноса - ведь первые археологические находки, свидетельствующие о сакрализации этого красивого и опасного зверя, обнаружены ещё у неандертальцев. Вот как пишет об этом академик Б. А. Рыбаков:

При сопоставлении археологических и этнографических данных поражает удивительная архаичность медвежьего праздника (...) Очевидно, и в мустьерских пещерах тоже устраивались какие-то медвежьи праздники, подобные сибирским, – слишком уж одинаковы материальные следы, поддающиеся сопоставлению.

__________________

Если Вам понравилась публикация, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

__________________

Если с вами лично или с вашими знакомыми происходили паранормальные явления, поделитесь, пожалуйста, прямо в комментарии. Я собираю материал для книги о доказательствах бессмертия души. Опубликую со ссылкой на Вас или анонимно, как хотите.

________________

Другие статьи по теме:

__________________

Подпишитесь на мои каналы (если интересуетесь этими темами):

Скандинавское фэнтези

Английский язык

________________

#славяне #славянское язычество #славянская мифология #медведь