Найти тему
Управление знаниями

Компетенции будущего или чему и как учить руководителей и команды будущего

Немного «чужая тема», но последнее время именно ее обсуждали с коллегами. «Я боюсь, что мы их не обучим, и они останутся», - это одна из тех фраз, которую любят цитировать, когда речь заходит про обучение. И действительно: работа в современной компании такова, что «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее»©. И вроде больших проблем с обучением не должно быть: масса отечественных и, до недавних пор, зарубежных платформ предлагают учебный контент разного уровня и на любой кошелек. Но чего-то в этом супе не хватает.

Если провести поиск в интернете на тему компетенций будущего, то можно найти очень много интересного. Чаще всего идут упоминания компетенций по мнению Всемирного экономического форума. Но и множество известных экспертов также предлагают использовать свои рекомендации по поводу HR-трендов или тех же компетенций. Лично мне, так как тема управления знаниями остается одной из самых близких и понятных, хочется отдельно выделить следующие наборы компетенций:

  • Способность решать сложные, комплексные задачи. Если совсем упростить, то можно говорить о способности совместно решать такие задачи, и, куда без этого – о персональных подходах.
  • Аналитическое/критическое мышление. Основы системного анализа, кругозор, позволяющий смотреть не только на «нужную» область, но и на смежные, - «вширь» и «вглубь».
  • Креативность. Отличная тема, в которой сейчас можно четко отследить два «конкурирующих» течения: различного рода инженерные подходы, самым известным из которых можно назвать ТРИЗ, и творческие подходы, применимые, например, к клиентскому сервису. Тут на ум первым приходит дизайн-мышление. А если копать глубже, то почему бы не рассматривать, например, разного рода физические или интеллектуальные упражнения, которые способствуют росту креативности?
  • Оценка ситуации и скорость принятия решений. Безусловно, если за рулем автомобиля я, то принимаемые решения часто – только мои. Но если есть время «остановиться и оглядеться», то стоит снова опереться на опыт коллег, и принимать решения уже совместно, учитывая конкретные тенденции. В аналогии с вождением – опираться на рекомендации навигатора, который предлагает воспользоваться оптимальным маршрутом, опираясь именно на анализ общего опыта.

Безусловно, этих самых компетенций будущего «чуть» больше, чем я перечислил. Но перечисленные часто стоят в числе одних из самых важных, плюс они так или иначе хорошо стыкуются с темой управления знаниями. Еще добавил бы тренды от Джоша Берсина – с его прогнозами и аналитикой знаком достаточно давно, и Эрика ван Вульпена – про него узнал только в этом году. И тот и другой говорят о возрастании роли опыта сотрудников. По Берсину опыт сотрудников становится мэйнстримом любой организации, а ван Вульпен говорит об экономике профессиональных навыков.

Ну, а теперь коротко – о программе формирования эффективных команд и повышения персональной эффективности за счет развития компетенций будущего. Для развития перечисленных выше компетенций можно предложить следующую программу.

Первый "срез" программы. Все в развитии!
Первый "срез" программы. Все в развитии!

Решение сложных задач:

  • Персональные знания и как ими управлять
  • Создание и развитие профессиональных сообществ – мобилизуем совместный опыт
  • Экспертная поддержка повседневной деятельности и сохранение «знания поколений»
  • Как использовать идеи сотрудников и не только для развития.

Аналитическое/критическое мышление:

  • Системный анализ и элементы системного подхода
  • Создание и использование «технологических хабов». Опыт ведущих мировых и отечественных компаний
  • Создание «интеллектуальных активов» или смотрим на задачу комплексно.

Оценка ситуации и скорость принятия решений:

  • Как начать отслеживать тренды
  • Работа с опытом в лучших компаниях и командах
  • Как максимально полно использовать существующий опыт компании
  • Применение экспертного опыта в проектах, проектного – в ежедневной работе
  • Совместное решение сложных запросов.

Креативность:

  • Создание условий и устранение барьеров для креативности в компании
  • Система управления инновациями: строим эффективные процессы
  • Инженерные подходы решения сложных задач: ТРИЗ, 6 сигм, бережливое производство и многое другое
  • Творческие подходы решения сложных задач: дизайн-мышление, глубинные интервью и многое другое.

Казалось бы, причем тут управление знаниями? ))) Просто все перечисленное выше неплохо укладывается в подход «Обучение ДО» – «Обучение В ПРОЦЕССЕ» – «Обучение ПОСЛЕ», - изначально связанный как раз с подходом к управлению знаниями одного из признанных мировых лидеров в этой области. Если есть свои идеи, - пишите, буду рад обсудить!