Философия России первой половины XX века немыслима без имен выдающихся ученых, принадлежавших к направлению «русского космизма». Сегодня мы видим следы их интеллектуальной работы повсюду – когда говорим о космических разработках или о вспышках на Солнце. Эти четыре столпа науки и просвещения являются звеньями одной цепи открытий и достижений.
Космической мысли присущи последовательный персонализм, планетарность мышления, глубинный экологизм, одухотворенность. И не зря русские космисты рассматривали человека как глобального Гражданина, несущего историческую ответственность за свою преобразовательную свободу.
Николай Федорович Федоров (1829 - 1903)
Уникальность русского космизма связана с коренным переосмыслением космизма традиционных культур. Начался этот переворот с теоантропокосмизма Н. Ф. Федорова, который не только преобразовал его с помощью принципа активного эволюционизма, но и переосмыслил ряд положений христианского учения в целом. Федоров впервые гениально четко выразил религиозную идею условности апокалиптических пророчеств: они не роковой приговор роду людскому, а лишь угроза, предупреждение тем, кто сходит с истинных, спасительных путей. Идеи Федорова содержат особый акцент на духовном и нравственном совершенствовании, внутреннем преображении человека. Федоров также впервые представил нашу Землю как огромный космический корабль, экипажем которого является человеческий род.
Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935)
Н. Ф. Федоров оказал большое воздействие и на космическую философию Циолковского. Будучи библиотекарем Румянцевского музея, Федоров подолгу беседовал с молодым Циолковским, уже тогда мечтавшим о полетах в космос. В дальнейшем Циолковский отстаивал идею разнообразия форм жизни во Вселенной, являлся первым теоретиком и пропагандистом освоения человеком космического пространства. Целью общественного развития К. Э. Циолковский считал бесконечное развитие человека и человеческого общества, спасение человечества после истощения земных ресурсов и остывания нашего Солнца, освоение космоса. Все аспекты человеческой жизни рассматриваются им с точки зрения соответствия этой цели.
«В известной вселенной можно насчитать миллион миллиардов солнц. Стало быть, мы имеем столько же планет, сходных с Землей. Невероятно отрицать на них жизнь. Если она зародилась на Земле, то почему же не появится при тех же условиях на сходных с Землей планетах? Их может быть меньше числа солнц, но все же они должны быть. Можно отрицать жизнь на 50, 70, 90 процентах всех этих планет, но на всех - это совершенно невозможно. На чём основано отрицание разумных планетных существ вселенной? Нам говорят: если бы они были, то посетили бы Землю. Мой ответ: может быть, и посетят, но не настало ещё для того время. Должно прийти время, когда средняя степень развития человечества окажется достаточной для посещения нас небесными жителями...»
Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945)
Основные идеи Вернадского о биосфере сложились к началу 1920-х гг. и были опубликованы в 1926 году в книге «Биосфера», состоящей из двух очерков: «Биосфера в космосе». По Вернадскому, биосфера - организованная, динамическая и устойчиво уравновешенная, самоподдерживающаяся и саморазвивающаяся система. Основной чертой ее организованности является биогенная миграция химических элементов, производимая силами жизни, источником энергии которой является лучистая энергия Солнца. Вместе с другими геосферами биосфера образует единую планетарную экологическую систему высшего порядка, в которой действует принцип организованности.
В 1944 году выходит статья Вернадского «Несколько слов о ноосфере» о преобразовании облика нашей планеты под влиянием разума и труда человека. Вернадский стал применять понятие «ноосфера» с середины 1930-х годов. Он пришел к выводу, что появление человека с его научной мыслью явилось естественным этапом эволюции биосферы. В результате человеческой деятельности биосфера должна коренным образом изменяться и переходить в новое состояние, которая называется сферой разума. Ноосфера - высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человеческого общества, которое, познавая законы природы и развивая технику до наивысшего уровня ее возможностей, становится планетарной силой, превосходящей все известные геологические процессы. С развитием биосферы в ноосферу должна измениться и государственная жизнь, в которой на первое место выйдут инновации и научное творчество. Сегодня мы видим, что ноосфера огибает планету своими радиоволнами, компьютерными сетями, человеческими коммуникациями и технологиями. К сожалению, она не поддается измерению с точки зрения качества информации.
Александр Леонидович Чижевский (1897 - 1964)
Идеи Чижевского о влиянии солнечной активности на жизненные процессы Земли и деятельность землян явно доказали свою плодотворность. Трудно сегодня сомневаться в том, что энергия ближайшей к нам звезды подстегивает или уничтожает биосферные формы, влияет на социальные процессы. Ученик Циолковского, А. Л. Чижевский считал, что ключевое место в космической философии занимает идея существования единого закона всего сущего.
«Вселенная, которой управляет один-единственный закон, части которого мы познаем с таким трудом, не может быть разнородна и не одинакова на всем своем великом протяжении. Как у нас на Земле, так и на расстоянии миллиардов световых лет – властвует та же закономерность, та же целесообразность и гармония».
Сборник «Русский космизм» содержит множество статей, посвященных русскому космизму и его главным фигурам: родоначальнику традиции этого идейного движения Н. Ф. Федорову, основоположнику космонавтики К. Э. Циолковскому, автору учения о ноосфере В. И. Вернадскому, создателю гелиобиологии А. Л. Чижевскому. Стержневые идеи космизма: активная эволюция, ноосфера, регуляция природы, выход в космос, преодоление смерти, искусство как творчество жизни - рассматриваются в их историческом и актуальном значении, предстают в контексте современных споров о человеке, перспективах глобального мира, природных и цивилизационных вызовах, путях движения в будущее.
Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна, главный библиотекарь отдела городского абонемента