Найти тему
Учитель первый твой

Этот безумный "окружающий мир" в начальной школе... Почему от него стонут родители, педагоги, ученики?

В начальной школе много предметных областей и учебных дисциплин. Пожалуй, самым парадоксальным и спорным среди всех является "окружающий мир".

Дети называют этот урок "окружайка" и во всех анкетах указывают его, как самый трудный предмет, который в современной школе любят лишь отдельные ученики. Результаты ВПР в четвёртых классах по окружающему миру всегда ниже, чем по иным предметам. Родители обречённо вздыхают накануне очередного урока и, еле сдерживая раздражение, в лучшем случае помогают ребёнку продираться сквозь дебри данных и понятий социологии, астрономии, истории и т.п. (а так же печатают картинки, ищут информацию для докладов, вместе составляют ответы на вопросы в рабочей тетради). В худшем - выбирают позицию невмешательства, позволяя сыну или дочери приносить периодически двойки по предмету.

В чём же дело? Давайте сегодня попробуем вместе понять, в чём сложность данного предмета, и есть ли хоть какие-то возможности изменить ситуацию.

***А как было раньше?***

С течением времени предмет изменялся, включал в себя абсолютно разные темы. Да что говорить, он и назывался по-разному: естествознание, природоведение, окружающий мир... В таблице видно, какие трансформации происходили с ним на протяжении века.

Скрин с материалов группы ВК @stalins_bukvar-okruzhaika
Скрин с материалов группы ВК @stalins_bukvar-okruzhaika

Рассмотрю список тем, которые были в начальной школе в 1985-1989гг. в предметной области "Природоведение", когда училась я сама:

  • сезонные изменения в природе;
  • природные зоны (расположение, климат, растения, животные);
  • полезные ископаемые;
  • труд людей;
  • план и карта, ориентирование на местности, стороны горизонта;
  • правила поведения в лесу, основы безопасности в природе;
  • о стране, в которой мы живём (иные темы).

***Что мы имеем сейчас***

Работаю в школе 20 лет. Уже с самого начала моей педагогической деятельности данный предмет меня обескураживал. И создаётся стойкое ощущение, что с каждой новой программой становится только труднее...

Сейчас мы с классом идём по программе "Перспектива". Предлагаю теперь познакомиться с тематическими блоками этого курса (чуть подробнее, чем о советском курсе "Природоведение"). И проанализировать их.

Фото учебников и тетрадей из личного архива
Фото учебников и тетрадей из личного архива

Итак, по классам тематические модули выглядят так.

1 класс

  • Город и село (рассматриваются различие и сходство).
  • Экскурсии: парк, театр, библиотека.
  • Наши земляки.
  • Профессии.
  • Родина - Россия (природа, столица, народы).
  • Времена года.
  • Живая и неживая природа.
  • Культура
  • Наша школа (класс, учителя, растения в школе и рядом с нею).
  • Досуг, чтение книг.
  • Комнатные растения, сад-огород, домашние и дикие животные.
  • Продукты питания.

Вот даже на примере одного класса...

Вам не кажется, что это собрание тем (я их перечислила в порядке изучения, пожалуй только поменяла полугодия, уж простите) стоит назвать разговорным словом "мешанИна"?

Нет никакой системы, логики. Возникает ощущение, что авторов программы швыряет в разных направлениях одновременно. А мы понимаем, что если при обучении детей выхватывать отовсюду по чуть-чуть, результатом станет то, что дети ничего толком знать и не будут. Может быть, создатели данного курса считают, что ОКРУЖАЮЩИЙ МИР настолько большой, что мы его изучение должны охватить со всех сторон прямо с 1 класса?😣

К тому же есть ещё один интересный момент. После хорошего детского сада ребёнок по некоторым темам уже имеет представление. Ученик за первый год обучения привыкает, что "окружайка" - "это то, что я и так знаю. Готовиться не нужно, что-нибудь, да и скажу".... Но со второго класса начинается совсем иная история.

Чтобы не утомлять вас, далее я просто перечислю темы 2 и 4 классов(опять же в порядке их изучения, где это возможно).

2 класс: народы России; космос; как измеряют время; приливы Луны; времена года, погода, календарь; праздники России (старинные и современные); сезонные изменения в природе; травянистые растения; женская работа в доме на Руси; растения в разные времена года; насекомые и иные животные в разные времена года; экологические связи; как быть здоровым; народные игры; охрана природы; растения в домашней аптечке.

4 класс: общество, народ; Конституция; права ребёнка, права и обязанности взрослых граждан; три ветви власти; субъекты РФ; граница РФ; республики РФ, их знаменитые деятели; природные зоны России; Красная книга и заповедники; история: летоисчисление, история Руси, история России.

Фото нашего учебника
Фото нашего учебника

Итак, после ознакомления с нынешними реалиями, давайте обсудим, в чём проблема, собственно?

Моё мнение:

1) Считаю, что количество информации, которую должен освоить ученик начальной школы, раздуто неимоверно!

2) Уверенно говорю, что отсутствует логика в построении учебной программы для каждого конкретного класса, нет связи чёткой между программами классов.

3) Думаю, что некоторые темы не нужно вводить в начальной школе, особенно в таком объёме. Для их изучения есть среднее и старшее звено и такие уроки, как астрономия, обществознание, история. Иначе получается совершенно глупая ситуация: ученик начальной школы не знает перелётных птиц, но обязан выучить, какие три ветви власти есть в Российской Федерации...🤷‍♀️

4) Считаю, что очень плохо сейчас создаются учебники! Информация в них неполная, подаётся в виде, который плохо принимают ученики. Мне приходится делать им отдельно план, кластер, сжимать это всё в тот вид, который мои дети способны принять. И дополнять нужной информацией.... А в учебнике и тетради постоянно пишут "найдите с родителями", "ищи сам". Я не против обучения детей поиску информации в сети. Однако, если это превращается в вечную работу родителей - это глупо!

Фото учебника
Фото учебника

5) Очень сложным языком написаны параграфы учебника. Дети встречают слова, которые им непонятны, читают по слогам, а потом это ещё и пересказать должны! Они не понимают смысла. В этой ситуации получается, что обучение становится бессмысленным делом (простите за речевые повторы).

6) Последние несколько уроков мы с ребятами изучаем известных чукотских, чувашских, мордовских и иных деятелей. Ничуть не умаляя их достижений, я хочу спросить авторов учебника: "Зачем мои дети должны это учить и пересказывать?". А не лучше бы нам брянских поэтов, архитекторов, художников узнать? (Это задание я и дала детям, запретив учить параграф).

А что делать?

Честно, я не знаю. Иного предложения, как сменить программу и руководство - нет. Как учитель, я пытаюсь для детей и родителей делать вид, что оно так и надо, делаю схемы, убираю часть заданий... Но это реально сложно для всех нас.

А у вас как с "окружайкой"? Справляетесь? В комментариях поделитесь и давайте вместе найдём то, что устроит нас... Хотя, донести это потом до министерства сложно будет. Не первый десяток лет мы это делаем!

***Однако, делать этот предмет увлекательным для учеников (независимо от темы), старается каждый педагог. Наш последний урок на тему "Полезные ископаемые" можете посмотреть здесь и здесь. Опять же, помощником для урока стала коллекция советских времён...

***Добавлено позже***

Усилия педагога всегда вознаграждаются! ВПР по окружающему миру мои ученики написали просто феерично! Из 30 учащихся только одна "3".

О том, что я вообще думаю о ВПР, как мы к ним готовимся - в статьях здесь и здесь.