Найти тему
Белорус и Я

Что было на видео, украденном у Ксении Собчак

Оглавление
Ни один более или менее известный проект, будь то новый фильм, музыкальный альбом или компьютерная игра, не обходятся сегодня без того, чтобы из него что-нибудь не украли. Не так давно жертвами воров почти одновременно стали сразу два знаменитых режиссера - Френсис Форд Коппола и Стивен Спилберг. В обоих случаях, главной потерей могли стать рассекреченные авторские материалы к новым фильмам. И в обоих случаях режиссеры от краж больше выиграли, чем проиграли.

Долгая дорога к релизу

Это была не совсем характерная кража. Скорее – характерное ограбление. Пятеро вооруженных налетчиков в масках среди бела дня ворвались в офис Френсиса Копполы в Буэнос-Айресе, повязали сотрудников и вынесли видеокамеры и компьютерную технику.

Украсть и рассекретить

На жестком диске одного из похищенных ноутбуков находился сценарий готовящегося к съемкам фильма, на других – рабочие материалы к фильму – наброски к декорациям, фотографии с кастингов, данные об актерском составе. К счастью, все похищенные данные были задублированы, поэтому на процессе работы кража сказалась не особенно сильно.

Видимо воры и не рассчитывали на то, что им удалось украсть абсолютный эксклюзив, потому, что в таком случае они бы наверняка обратились к режиссеру с предложением о выкупе. Как это случилось с фильмом «Робин Гуд». 13-серийная картина снималась английской телерадиовещательной корпорацией BBC в Венгрии. Четыре бобины с отснятым материалом были похищены прямо из студии в Будапеште. Похитители почти сразу обратились к киношникам, запросив за возврат материалов, ни много, ни мало, полтора миллиона евро. Учитывая, что на съемки украденного было потрачено более 12 млн, сумма выкупа более чем реальная.

К счастью, платить ворам не пришлось. Двух венгров, мужчин 22 и 39 лет, у которых и было найдено похищенное, арестовали уже спустя несколько недель после кражи. Но «на деньги» BBC все-таки попала: не особенно надеясь на полицию, киношники бросились переснимать украденные сцены и потратили на это те же полтора миллиона.

Кадр из того самого сериала "Робин Гуд", производства компании BBS. Фото: cdn2.newsok.biz
Кадр из того самого сериала "Робин Гуд", производства компании BBS. Фото: cdn2.newsok.biz

Аргентинские же воры особых иллюзий насчет выкупа не питали и, залив содержимое копполовского компьютера на 10 компакт-дисков, выставили их на интернет-аукцион с символической начальной ценой в 1 доллар. Как ни странно, но особого ажиотажа лот не вызвал: за несколько дней, в течение которых товар был представлен на сайте, на него было сделано 11 ставок, а цена поднялась всего до 62 долларов. После этого лот был снят с продаж владельцами аукциона как незаконный.

В случае со Спилбергом все было ещё проще и абсолютно наоборот. Здесь вообще, возможно, никто бы и не догадался о краже, если бы она не была оперативно раскрыта с другой стороны. А именно: в съемочную группу поступили сигналы от содержателей нескольких, посвященных кино, интернет-сайтов. В них говорилось, что некий аноним предлагает этим сайтам купить у него за хорошие деньги фотографии и видеофрагменты со съемок нового фильма режиссёра. Юристы кинокомпании тут же заявили об этом в полицию, а та уже через несколько дней, арестовала незадачливого «торговца эксклюзивом» с поличным.

Непреступное преступление

Сегодня, для того, чтобы украсть фильм, или его сюжет, или музыкальный альбом, или фотографию уже вовсе не обязательно целый день бродить по студиям, тайком строчить в блокноте, иметь абсолютный музыкальный слух и память и таскать с собой огромный фотографический ящик на треноге с запасом магния для вспышки. Все необходимое для интеллектуальной кражи свободно прячется в кармане. Человек слаб и, как бы мы не старались улучшить нашу породу, если кражи для нас становятся доступнее, мы и крадем чаще. Даже в том случае, когда эта кража совершается не для того, чтобы материально обогатить вора, а просто, потому, что «можно украсть». Мысль о том, что делать с «уворованным» появляется уже позже, когда хищение уже совершено.

Бывший работник звукозаписывающей лондонской студии Abbey Road Найджел Оливье вряд ли сознавал в конце 60-х годов прошлого столетия, что он совершает хищение, когда утаскивал домой бобины с новыми песнями записывавшихся в студии Битлов. Всего ему удалось «умыкнуть» 504 пленки с общим временем звучания более 80 часов. Битломану удалось даже завладеть паспортом Джорджа Харрисона, что тоже вряд ли расценивалось им как воровство. И то сказать: в чем воровство, если вор не имеет от него материальной выгоды? Ведь Найджел вовсе не планировал продавать пленки или паспорт, он просто держал их больше трех десятилетий в своей коллекции, как священные реликвии, возможно даже расценивая свои действия как спасение раритетов.

И только в 2003 году его «попутал бес» и он попытался продать пленки за 250 000 евро. Нейджелу не повезло: покупателем оказался переодетый сотрудник службы безопасности IFPI (International Federation of the Phonographic Industry – «Интернациональная федерация аудиоиндустрии»). В результате, пленки и прочие украденные активы были конфискованы, а сам похититель, которому на момент поимки исполнилось 55 лет, получил 2 года тюрьмы условно. Столь мягкий приговор был обусловлен тем, что обвиняемый к тому времени два года находился под наблюдением у психиатра и был недееспособен. Как знать, может это легкое помешательство и натолкнуло его на мысль о продаже. Либо, наоборот, многолетнее обладание бесценными раритетами привело к помутнению рассудка.

А в том, что материалы, собранные в далеком 1969-м году Найджелом действительно бесценны, сомнений нет. Эксперт в области звукозаписи Нейл Эспинэйл на суде сказал: «Эти пленки имеют огромную ценность. На них очень много неизвестного материала, в частности того, что музыканты не записывали при нормальной звукозаписывающей сессии. Например, на них присутствуют кавер-версии более чем 200 популярных на тот день песен таких авторов как Боб Дилан».

Я всегда с собой беру видеокамеру

Такие фанатские кражи на сегодня можно считать наиболее распространенными. Правда, с развитием интернет-технологий они стали значительно более опасными. Ведь если Найджел образца 1960-х – 1970-х годов просто единолично наслаждался неправедно приобретенным, то его сегодняшний, более технически подкованный собрат легко оцифровывает все, что возможно и тут же забрасывает в Интернет. Для того, чтобы порадовать других фанатов.

Наибольшей популярностью в Сети пользуются уворованные у звезд фрагменты домашних эротических съемок. Именно такую «домашнюю порнушку», снятую Памеллой Андерсон и ее тогдашним мужем Томми Ли, смотрят студенты в фильме Саши Барона Коэна «Борат».

Кассета с записью "домашнего порно", снятого Памеллой Андерсон и ее тогдашним мужем Томми Ли, была украдена еще в 1998 году и растиражирована на весь мир
Кассета с записью "домашнего порно", снятого Памеллой Андерсон и ее тогдашним мужем Томми Ли, была украдена еще в 1998 году и растиражирована на весь мир

Кассета с записью была украдена еще в 1998 году и растиражирована на весь мир. Дошло до того, что уже в рамках «Бората» с ней ознакомились дети Памэллы – 10-летний Брэндон и 9-летний Дилан. «Они очень хотели посмотреть этот фильм, – рассказывает актриса, – потому что все их друзья уже его посмотрели, и я уступила, но перед этим объяснила, что раньше мы с их папой все снимали – объятия, поцелуи и так далее, а потом кто-то украл пленку. ... Помню, когда мы смотрели фильм, Дилан спросил: 2То есть все это видели?", я ответила: "Да, все"».

А в 2007 году мир чуть было не увидел запись занимающейся сексом беременной Бритни Спирс. Тогда кому-то из ближайшего окружения звезды удалось втайне переписать ее семейное интимное видео и потребовать за него выкуп, угрожая придать пленку гласности. Из того, что мы до сих пор еще не увидели домашней эротики Бритни можно сделать два вывода: либо супруги пошли на поводу у похитителя и выплатили требуемую сумму, либо скандальной кражи, шантажа, а возможно и самой пленки никогда не существовало.

Последнее вполне вероятно. Ибо, если все рассказанное Спирс – правда, то на ум сразу приходит резонный вопрос. Зачем, собственно, супруги так подробно рассказали о шантаже и о том, что именно украдено? Как бы там ни было, но после того, как Бритни рассказала об инциденте корреспонденту самого желтого из всех мировых таблоидов The Sun, в сетевых поисковиках набор ключевых слов «беременная Бритни Спирс смотреть» лидировал несколько месяцев. Скандального видео желающие в ответ не получали, зато рекламный эффект был огромен. Фактически это была прекрасно проведенная минимальными средствами рекламная компания.

Такая, что грех не повторить. Уже через пару лет неожиданно стало известно, что из особняка Бритни в Беверли-Хиллс некие злоумышленники похитили интимные фотографии певицы, ее белье, откровенные сценические костюмы и, ВОЗМОЖНО, коллекцию секретных лесбийских пленок, на которых звезда развлекается со своей бывшей ассистенткой. Опять же, непонятно, что означает в данном случае слово «возможно», которое употребил анонимный полицейский источник, и зачем звезда вообще рассказала прессе, что заснято на украденных кассетах.

А вот в реальности эротических съемок другой американской дивы, светской тусовщицы и наследницы огромной гостиничной корпорации Пэрис Хилтон, сомневаться уже не приходится. Ее откровенными съемками, попавшими в Сеть, якобы, с украденного мобильного телефона, Интернет просто забит.

Откровенными съемками Пэрис Хилтон, попавшими в Сеть, якобы, с украденного мобильного телефона, Интернет просто забит.
Откровенными съемками Пэрис Хилтон, попавшими в Сеть, якобы, с украденного мобильного телефона, Интернет просто забит.

И тут тоже возникает вопрос: почему возмущенная кражей Пэрис не требует у владельцев сайтов убрать видео с ее участием. Как это сделала несколько лет назад ее российская версия Ксения Собчак вместе со своим другом Тимати.

Мобильные страсти

В случае с Собчак и Тимати скандальное видео сначала появилось в Интернете, почти сразу же было показано по телевидению, после чего, на всех основных видеосервисах оно было заблокировано. Хотя в нем не было ничего особенно скандального. Особенно, по сравнению с Пэрис. Вполне целомудренное кино снятое о-о-очень дрожащей рукой на о-о-очень дешевый мобильник и в о-о-очень темной комнате.

Но, как бы там не было, а Тимати в прямом эфире пригрозил разбить морду тому, кто выкрал у него это глубоко личное кино. А количество людей, ищущих в Сети Ксюшу Собчак, если верить статистике Яндекса, увеличилось с 44 464 (май, до "утечки") до 144 621 (июль, после неё). Причем, на все такие запросы поисковик первой же строчкой выдавал сайт передачи «Дом-2».

Самый "откровенный" кадр из "того самого" "украденного" видео Собчак и Тимати
Самый "откровенный" кадр из "того самого" "украденного" видео Собчак и Тимати

Подобным же образом за полгода до этого «пропиарился» в Интернете Влад Топалов. В очень плохо снятом видео некая девушка занимается с ним сексом. Причем лица Влада не видно, а опознать его можно было только по татуировке. Однако сам Топалов не отрицает, что на видео изображен именно он, а человеку, "стянувшему" у него мобильный телефон с интимом, певец обещает все возможные кары небесные. Остается только удивляться тому, какие интересные кадры хранят на своих мобильниках наши звезды и звездочки. И посочувствовать им, не имеющим возможности снять нормальное видео на более качественную аппаратуру.

Такие же «подозрительные» утечки особенно часто встречаются в случаях с музыкальными альбомами и видеоклипами. У той же Бритни последний клип «всплыл» в Интернете за три дня до премьеры. Несмотря на то, что правообладатель, Sony BMG, тут же заявил об убытках и потребовал убрать их собственность из широкого доступа, надо признать, что «краденый» клип пошел реальному только на пользу. Ибо, в любом случае, он был гораздо более низкого качества и мог расцениваться исключительно, как «превьюшка» - своего рода «пробник», призывающий потребителя ознакомится с реальным товаром. Тем более, что в информации к «краденому» клипу было четко указано, где и когда именно ждать премьеру.

Подобная же история приключилась с певицей Земфирой. Композиции с ее нового альбома «Спасибо» были выложены в популярном у пиратов формате MP3 за два дня до выхода релиза. Земфира отрегарировала на это очень спокойно, всего лишь назвав похитителей «воришками».

На самом деле, такой срок в случае кражи высокобюджетного материала не слишком серьезен. За два дня, даже если не начинать непримиримую борьбу с нелегальным распространением похищенной продукции, больших проблем не возникнет. Если бы все песни стали доступными за месяц до релиза, то проект можно было бы смело закрывать. Продать через официальные дистрибьюторские сети в этом случае ничего бы не удалось, а все сливки с рынка сняли бы пираты.

Далее по тексту

Но воруют информацию, связанную не только с музыкой или фильмами. Воруют и тексты. Не в пиратских целях, конечно, ибо издать и продать пиратскую книгу значительно сложнее, чем пиратский диск. Здесь обычно речь идет о краже идеи. Ибо писателей в России много, а хороших идей – мало.

Самая жесткая конкуренция развернулась среди авторов-юмористов. Объясняется такая «избирательность» спецификой жанра. Если в детективе или в мелодраме, или в фантастическом экшене важен длительный процесс развития сюжета, то современный юмор построен, в основном, на коротких скетчах, либо вообще, на отдельных фразах. Такая серия анекдотов, объединенных в рассказ. Вот эти-то анекдоты, или просто, смешные сюжеты, чаще всего и воруют. Посредником и катализаторам таких краж выступает тот же компьютер, в лице Интернета. Посредником в тех случаях, когда шутка одного автора попадает в сеть, часто, как шутка анонимная, после чего ее подхватывает другой автор. А катализатором тогда, когда автор (или несколько авторов) находит на просторах Интернета рассказанную кем-либо смешную историю, и на ее основе пишет свой рассказ.

Часто бывает, что авторы, в этом случае, перестраховываются и начинают свое творение такими словами: «Читатель (зритель, поклонник и так далее) прислал мне письмо, в котором рассказал такую историю...». Именно так, сначала в сети, а потом и в телевизоре (в исполнении Михаила Задорнова), с подачи анонимного читателя, появились рассказы про взятую в рот лампочку и про мужика, воровавшего кирпичи (помните, «Смеркалось»?).

Сюжет последнего появился на сайте anekdot.ru еще в мае 1998 года. По утверждению пославшего его туда Игоря Мостицкого, история про нерадивого человека, спускавшего через блок корзину с инструментом, весившую в два раза больше, чем он сам, была переведена им с английского и являлась историей одного из номинантов на знаменитую премию Дарвин (премия, присуждаемая за самое глупое самоубийство) за 1997 год. Правда, в версии Мостицкого человек был радиолюбителем, строившим 25-метровую радиовышку, а у Задорнова он перевоплотился в мужика, ворующего кирпичи. Плюс еще писатель (либо человек, который, по его утверждению, прислал ему письмо с этой историей) вставил великолепное слов «смеркалось», в остальном же – сходство полное. Мы не беремся судить, кто у кого в данном случае своровал идею. Тем более что возможен и такой вариант: некто прочитал в сети историю о радиолюбителе, переварил ее, и выслал известному писателю уже как случившуюся с ним лично. Все возможно.

Та же возня, по поводу украденных идей, отдельных фраз и целых произведений идет между такими метрами отечественного юмора, как КВН и Евгений Петросян. Причем, идет она однонаправлено. Кавээновцы постоянно упрекают Евгения Вагановича в том, что он, и не только он, но и другие связанные с ним артисты, «тырят» их шутки.

Обвинения к Евгению Вагановичу в плагиате со стороны КВНщиков идут постоянно, И они имеют под собой веские основания. Фото: cdn.ruposters.ru
Обвинения к Евгению Вагановичу в плагиате со стороны КВНщиков идут постоянно, И они имеют под собой веские основания. Фото: cdn.ruposters.ru

На их сайте amik.ru даже было введено специальное понятие «Ваганыч», обозначающее человека, использующего чужие наработки без ссылки на автора. И доказательств такого плагиата на сайте приведено масса. Вот лишь несколько примеров:

Программа «Смехопанорама», Первый канал:

  • - Если в Кремле свет, все знают - работает Путин, а если света нет - работает Чубайс!
    (авторство команды «УРАльские пельмени», впервые прозвучало на летнем кубке КВН-2002.)
  • - Папа, а почему ты так высоко конфеты на елку повесил?
    - Чтобы ты их до Нового года не скушал, сынок.
    - Так что же мне теперь, папочка, серпантин жрать?
    (сборная Донецка, сезон КВН-1999.)
  • - Хочется мне залезть на самый верх Эйфелевой башни и крикнуть: «Француженки! Дуры вы картавые!»
    (команда «Отдел кадров» (Норильск), 1/8 финала Высшей лиги КВН-2002)

Интересно, что их возмущение разделял уже упоминавшийся Михаил Задорнов, говоривший, что «... я с кавээнщиками согласен. Редакторы юмористических программ должны проверять шутки авторов и давать в титрах ссылку. Но кто первым услышал на улице или в метро остроумную фразу, Петросян или кавээнщики, попробуй выясни. Я услышанное на улице или в магазине обязательно проверяю ... Ведь понять, где народный юмор, а где авторская острота, ставшая фольклором, очень тяжело». Сам же Евгений Ваганович в споры не ввязывается, заявляя, что все здесь перевернуто с ног на голову, и это Интернет «тащит» шутки его авторов еще советской давности.

Хотя обвинять Петросяна не совсем корректно, ибо он – всего лишь исполнитель, читающий то, что ему написали другие люди. Которые, возможно, и «впаривают» ему и актерам его театра, краденые сюжеты и шутки. Но и у этих авторов, по их утверждению, тоже крадут. У одного из сценаристов петросяновсокого театра «Кривое зеркало», Юрия Хвостова из ялтинской квартиры злоумышленники увели ноутбук с запасом шуток, который автор, по его словам, копил всю жизнь. Этого богатства ворам, правда, показалось мало и они прихватили еще видеокамеру, мобильник, деньги в количестве 140 рублей и хозяйские ботинки. Но главной потерей Юрий считал, все-таки, именно находившиеся в ноутбуке тексты и шутки, которых он впрок заготовил массу. И которые могли появиться в той же сети. И теперь уже сам черт никогда не разберет, придумал ли их аноним из народа, либо создал Юрий Хвостов, а их у него украли вместе с компьютером.

Корсары торговли

Вообще, ссылки на кражи и на пиратов сейчас для шоу-бизнесменов настолько важны, что если бы их не было, их бы стоило создать. Уже хотя бы потому, что более мощный и относительно дешевый маркетинговый инструмент трудно себе вообразить. В 2001 году лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров заявил, что обнаружил на рынке в продаже диск группы, который она (группа), никогда не выпускала. При этом Сергей не сказал, как называется «пиратский» диск, не стал требовать его изъятия, а только сказал, что представленные на диске песни суть ни что иное, как украденный из студии рабочий материал. Все песни на нем крайне низкого качества, сырые и недоработанные и все они не идут ни в какое сравнение с тем, что будет в настоящем альбоме. Слова главного «ленинградца» были моментально растиражированы всевозможными СМИ, как бумажными и эфирными, так и сетевыми, и поступивший несколько месяцев спустя в продажу альбом «Пираты XXI века» разошелся «на ура».

-7

Частенько пираты «помогают» прогорающим проектам. Так было, например, в случае с дополнениями к компьютерной игре «Спартанцы» «Ворота Трои». Компания Slitherine Software обещала выпустить ее в 2004 году. Однако уложиться в график не удавалось. И тогда, на счастье разработчиков, неизвестный злоумышленник похитил почтальонскую сумку, в которой лежал мастер-диск с рабочими материалами. Компания сразу и во всеуслышание объявила о пропаже. И сказала, что она теперь сознательно откладывает выход игры, опасаясь, что на рынок попадет ее пиратская версия. Конечно, логически такое решение понять было сложно, но, однако, оно себя вполне оправдало: фанаты «Спартанцев» вздохнули, и согласились таки подождать еще.

«Спартанцы», «Ворота Трои», компания Slitherine Software
«Спартанцы», «Ворота Трои», компания Slitherine Software

В попадании в сеть демо-версии знаменитой DOOM III задолго до версии официальной многие эксперты обвинили известную компанию, лидера в деле выпуска графических компьютерных ускорителей, ATI. И даже не столько потому, что именно на ее оборудование легендарная игра демонстрировалась на выставке Electronic Entertainment, сколько потому, что именно эта «утечка» заставила тысячи фанатов DOOM спешно покупать недавно выпущенный компанией видеоускоритель Radeon-9000, единственный на котором эта игра шла нормально и в полную силу.

Нормальное маркетинговое исследования стоят немалых денег, но вот если, опять же, замешать все дело на пиратстве... В конце этого августа 2009 года представители компании BMW заявили, что они подадут в суд на китайскую компанию Shuanghuan, которая, по их мнению, украла дизайн своей новой модели Shuanghuan CEO, или, по крайней мере, ее задней части, у BMW X5.

Абсолютно ясно, что иск этот в наш век стандартизации, совершенно бесперспективен. Однако заявление свое дело уже сделало. Моментально на сотнях автомобильных сайтах и блогов тысячи людей принялись обсуждать плюсы и минусы обеих машин и их задов. Совершено бесплатно подсказывая компании, в каком направлении ей стоит работать. Следом по пути BMW пошёл Mercedes-Benz, нашедший в Shuanghuan что-то от своего Smart ForTwo.

Что же касается случаев с Копполой и Спилбергом, то после этих небольших детективчиков, количество людей, знающих о продвигаемых ими проектах, увеличилось если не на порядок, то в несколько раз. А это значит, что, опираясь на возросший спрос, можно было смело запрашивать у инвесторов дополнительные деньги. Ибо затраты все равно себя окупят, а фильм получится гораздо более зрелищным.

***

И, напоследок, еще одна история из не столь дальнего российского прошлого. Когда в 1898 году купец первой гильдии Григорий Елисеев приступил к обустройству в купленном у княгини Белосельской-Белозерской дворце первого российского супермаркета, он первым делом оббил весь дом досками и положил рабочим-строителям специальную надбавку «за неразглашение работ». Однако когда дело близилось к открытию, по утрам в деревянной обкладке стали пропадать отдельные мелкие досочки. Охране же было строго-настрого указано, не сильно обращать внимание на этот «непорядок» и не особенно усердно отгонять от «окошек» любопытствующих господ. В результате, уже через короткое время в Москве заговорили о том, что Елисеев строит в первопрестольной, напротив Страстного монастыря, «мавританский языческий храм». И стоит ли удивляться после этого, что на открытие «Магазина Елисеева и погребов русских и иностранных вин» пришел потом весь город.

Слово эксперту

Фото: showbiz-life.ru
Фото: showbiz-life.ru

Юрий Шерлинг,

профессор, заслуженный деятель искусств России, режиссер:

Подобные кражи продиктованы лишь одним – бесплодием и утилитарностью тех, кто их совершает. Потому, что ощущение себя маленькой мышкой в большом царстве великих творцов это то, что больше всего гложет людей неталантливых. Наносит ли это урон талантливым людям, к которым, безусловно, относятся и Спилберг, и Коппола, то я думаю, что никакого урона они им не наносят. Ибо нельзя нанести урон тому, чему нанести урон нельзя.

Что же касается таких псевдозвезд, как Ксения Собчак и прочие подобные личности, то тут все обстоит с точностью до наоборот. Нельзя украсть то, чего нет. Если принять это как формулу, то у Ксении Собчак и подобных ей фигур, красть просто нечего. Нельзя украсть то, чего в сути нет, и того, что не представляет никакой ценности. Поэтому это не кража вовсе, а самая банальная попытка привлечь внимание к тому, что очень недолговечно. Извините за нехарактерное для меня выражение, но я бы назвал это одним единственным словом «фуфло».

Валерий ЧУМАКОВ, Москва

© «Профиль»

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы портала на тему Люди Союзного государства смотрите здесь

ТОП-3