Найти в Дзене
Мама Научит

ЕГЭ по русскому языку без репетитора: реально, но есть несколько условий

Оглавление

Я преподаю русский язык и культуру речи в колледже. И дети, которые учатся у нас, ЕГЭ не сдавали. Да и в колледж пришли, собственно, потому, что сдать его на достаточно высокий балл (или вообще сдать) не рассчитывали.

Подготовка к ЕГЭ - репетиторский "хлеб с маслом"
Подготовка к ЕГЭ - репетиторский "хлеб с маслом"

У многих детей есть четкая установка: подготовиться к ЕГЭ можно только с репетитором. И точно так же считают их родители.

Почему все "настроены" на репетиторов?

По-моему, это - классический способ "свалить" ответственность со своих плеч на чужие.

Сначала школа проблему обучения детей старательно перекладывает на родителей, оставляя за собой лишь контрольные функции.

Я ведь вижу ситуацию с двух сторон. Я и учитель, и мама. И отлично помню, что знания ученика - это зона ответственности учителя. Задача родителя - в самом крайнем случае проконтролировать, чтобы "домашка" была сделана.

А у нас сейчас? "Я объяснила. Если не поняли - ваши проблемы."

Логично, что родитель тоже хочет от этого груза, от несвойственных ему функций, уйти. Перепоручить их специально подготовленному человеку. Если не получается учителю - то репетитору.

Чтобы потом было, с кого спросить, кого обвинить в неудаче. Хотя бы так.

В чем ошибка?

Не буду ничего писать о других предметах школьной программы - не моя компетенция. Но школьного русского языка вполне достаточно, чтобы успешно сдать ЕГЭ. Хотя, конечно, готовиться придется.

Но ведь и в советские времена мы готовились к выпускным экзаменам. Это для современных детей, наверно, новость.
Для каждого экзамена заводилась отдельная общая тетрадь. В эту тетрадь мы писали ответы на теоретические вопросы (задание давали на каждом уроке). А список вопросов (но не билетов) был известен уже в начале учебного года. И писать надо было к каждому уроку.
Дальше учитель проверял (скорее всего, не у всех). Разбирали самые распространенные ошибки, дополняли.
Отрабатывали практические задания там же, после каждой "теории". Надо было сделать разбор, выполнить упражнение (по русскому языку), решить примеры или задачи (по математике).
Так весь учебный год и повторяли материал прошлых лет, параллельно изучая новый. И к экзамену уже был "полный комплект" материалов, которые надо было еще пару раз прочитать, чтобы вспомнить.

А вы как готовились к экзаменам в школе? Неужели ваши родители нанимали репетиторов?

И что, как вы думаете, мешает современным школьникам готовиться так же?

ЕГЭ по русскому языку: когда нужна помощь репетитора

Первый случай, когда без репетитора обойтись сложно, - отсутствие "базы".

Чаще всего непонимание возникает еще в младших классах, но родители (в порой и учителя) этого не замечают, потому что ребенок неплохо пишет письменные работы, особенно домашние.

"Критичные пробелы":

  • не понимает структуру слова (не может выделить корень, не понимает, что такое приставка, суффикс, окончание и как их найти);
  • не понимает структуру предложения (не может найти грамматическую основу, второстепенные члены предложения, не умеет ставить вопросы и определять связь между членами предложения);
  • не различает части речи;
  • не замечает "ошибкоопасные места";
  • не умеет определять вид и спряжение глагола.

Эти пробелы надо устранять. И здесь обычно нужна помощь компетентного педагога. Сам ребенок не справится.

Нужен репетитор и тем детям, для кого русский язык - не родной. Им очень сложно. И репетитор нужен не простой, а специально подготовленный к работе с такими детьми.

Важно! Репетитор очень поможет тем, кому нужен для поступления в вуз очень высокий балл - 90+.

Здесь тоже лучше "перестраховаться". У привлекаемого специалиста должны быть "кейсы" - ученики, уже сдавшие ЕГЭ на 95-96 баллов. Потому что подготовка в пределах 80-85 баллов очень отличается от подготовки условных "стобалльников".

И последнее. Сравнительно просто подготовиться самостоятельно ребенку (или с небольшой помощью родителей) к тестовой части.

А вот по сочинению желательно взять хотя бы несколько уроков. Или пройти мини-курс, но только с проверкой работ. Потому что критерии, которые применяют в проверке сочинений школьные учителя могут отличаться от тех, которые требуются в ЕГЭ. И сам ребенок не всегда может понять уровень собственных сочинений.

В следующих публикациях остановлюсь подробнее на порядке самоподготовки к тестовой части. В ней нет ничего такого, что не мог бы освоить на высоком уровне интеллектуально сохранный ребенок.