Начну с предисловия, очень часто в интернете возникают жаркие споры о том кем же на самом деле были Волжские Булгары? На сегодняшний день на все 100% установлено что булгары однозначно были племенами огурского происхождения (огуры, оногуры, сарагуры, кутригуры, утигуры, булгуры) слово "Огур" происходит от венгерского Ökör - Вол, Бык: который в свою очередь проник из булгарского языка в котором применяется лингвистический ротацизм, и является отражением чувашского слова "Вăкăр" (Wogor) в отличии от племен "Огуз" от турецкого Öküz - Вол, Бык: где применяется Z-язык вместо чувашско-булгарского R-языка. На сегодняшний день точно установлено что единственным живым языком булгарско-огурской группы является чувашский язык. Огузы и Огуры (Ökör и Öküz) так называли свои племена тюрки, в связи с тем что кочевники перемещались на загруженных волах, в ту эпоху существовали юрты на колесах которые волочили и тащили волы (быки), одна повозка одна семья, есть даже гравюра чепецких татар где изображен караван запряжённых волов с юртами на колесах. Например "Оногуры" ( Onökör ) означает "десять волов" то есть "10 племен".
Казанские же татары разговаривают на типично кыпчакском наречии тюркских языков и отчасти являются потомками ногайцев, а они в свою очередь являются половцами (куманами). Еще один фактор это источники русских летописей - "татарове всю землю булгарскую поплениша" что свидетельствует нам о том, что покоренный булгарский народ, никак не мог назвать себя татарми, в честь тех кто их же и фактически уничтожил.
Вернемся к Казанскому ханству и татарам. Татары на самом деле появились в Волго-Камье довольно поздно, только в эпоху гегемонии "Золотой Орды" и состоял в основе своем из кыпчакских народов: Ногайцев и Крым татар. Ногайские татары, их также называют крымские степные татары, являются самыми настоящими половецкими кыпчаками.
Откуда появилось слово Казань? Легенд и преданий много, но среди них не возможно установить точную достоверность, но одно известно точно, что Казань основали пришлые кыпчаки из Тавриды и ей нет 1000 лет, вся датировка основана на чешской монете "найденном" в 90-х и все ученые уже знают об этом подлоге, ибо археологический слой не соответствует датировке, как писали в статье ИАрегнум. Современная Казань и вовсе была перенесена из Иске Казани лишь в XIV веке к устью реки Казанки на место нынешнего расположения этого города, чем и обусловливается историческое различие Казани Старой и Казани Новой.
Например по одной из версий чувашской легенды город Казань основан царем Хусаином от того чуваши и называют его Хусан хулы (город Хасана). На чувашском языке город называется "Хусан" и в свою очередь является арабским именем от Хасан (Хусаин, Хусейн) он же Саин хуçа.
Вторая чувашская легенда более простая где говорится что название города дано от реки Хуçанка (Казанки) - что означает Изломанная (букв. Со сгибами)
А вот татарские легенды которые уходят к Ногайским эпосам:
Первая версия - Закипевший котёл. Согласно наиболее общепринятой версии, колдун посоветовал ногайцам построить город там, где без всякого огня будет кипеть врытый в землю котёл с водой. В результате подобное место было найдено на берегу озера Кабан. Версия основана на предположении, на татарском «котёл» назывался «казан». Отсюда якобы и пошло имя города Казань.
Вторая. Этнограф Г. Юсупов высказывает теорию, связанную с туркменским племенем «казансалор». Указывается, что топоним Казан широко распространён на Кубани, юге Украины, на северо-западном берегу Каспийского моря и даже в северо-восточной Турции.
Так же в Казани есть знаменитое "озеро Кабан" аналогичен названию "реки Кубань" - что с ногайского переводится как "разливающаяся".
А главная ныне центральная улица Баумана которая ведет к кремлю — одна из самых старых улиц Казани. В эпоху Казанского ханства она называлась Ногайской дорогой. Ногайская даруга — это условная территория, владения которых подконтрольная Ногайской орде, ими заправляли старшины беки:
- Алибай Мурзагулов, в 1773 году старшина Ногайской дороги
- Кинзя Арсланов старшина Бушмас-Кипчакской волости Ногайской дороги
- Ямансары Яппаров старшина Суун-Кыпсакской волости Ногайской дороги
Так же все каменные постройки в г.Болгаре, г.Елабуге и части Башкирии как мавзолей Турхана, построены в период Золотой Орды по велению кыпчакской орды , кавказскими мастерами (возможно армянами о чем свидетельствуют эпитафии), а вовсе не булгарами, как часто врут определенные историки-булгаристы.
Путешествие в Московию барона Августина Майерберга и Горация Вильгельма Кальвуччи, послов Августейшего Римского Императора Леопольда к Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу в 1661 году, описанное самим бароном Майербергом:
Как описано в этих древних источниках писцов, говорится что Казань основана беглыми татарами из Крыма (тавриды). Когда же это Татарское (Казанское) ханство взял Иван IV Грозный вместе с марийцами (черемисами), заставил смириться их с властью Москвы (почитайте Черемисские войны). А потом тут же здесь мы видим отнесенный как в отдельный народ и отдельные соседние землевладения Булгар! Вот текст: Однако же в виде вознаграждения за обиду (к булгарам), подчинил себе (Москве) соседнюю Болгарию, которую терпеть не мог за частые мятежи, чтобы эта страна, не привыкшая к покорности, научилась носить чужое ИГО. Как очевидно из описания татары Казанского ханства и булгары Булгарской земли это разные народы и территории! Об этом свидетельствуют и гербы на большой печати царя Ивана Грозного!
Казанским татарам свои корни нужно искать среди кыпчакских корней: ногайцы, половцы... В книге: «Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи» 1895 года.» написано: Казанские татары это потомки татар Казанского царства Кипчакской Орды (как ни странно говорящее на Кипчакском языке)! И нет там никаких Булгарских татар. Есть только Казанские татары - Кипчакская Орда, Крымские татары - Крымская Орда, Астраханские татары - Золотая Орда, Сибирские татары - Сибирское царство.
Миллер пишет что Казанские татары сами утверждают что они произошли от оставшихся воинов ногайских татар:
Все оренбургские казанские татара числом превосходят настоящих казанских, да и прочих, в рассеянии живущих, наберется не меньше, как и казанских. Казанские татары получили свое название от главного города Казани - а она прозвана так от татарского слова казанъ, котел, который слугою основателя сего города хана Алтына Бека, опущен не нарочно, когда он черпал господину своему на умовение воду, в речке ныне называемой Казанкою. В прочем, по собственным преданиям, не особливого колена, но произошли от оставшихся тут [в Казани] на поселении разных поколений ратоборцов и от привлеченных в Казань иностранцов, а особливо ногайских татар, которые все чрез соединение свое в единое общество составили особый народ.
Миллер Карл Вильгельм. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов,..» Часть вторая. О народах татарского племени. С-П, 1776 г. Пер. с немецкого.
Татарская царица Сююмбике которую любят в Казани тоже была дочкой Ногайского бия:
А давайте просто сравним фотографии Казанских татар и Ногайских татар, я буду выкладывать их без подписей, угадайте сами где казанские а где ногайцы:
Следующее:
Формирование татарской народности произошло только в Золотой Орде в XIV - первой половине XV в. из прибывших вместе с монголами центральноазиатских тюрко-татарских племен и появившихся в Нижнем Поволжье еще в XI в. кыпчаков (половцев). На Булгарской земле имелись лишь незначительные группы башкир и татар, а на территории будущего Казанского ханства их было совсем мало. Но в ходе событий 1438 - 1445 гг., связанных с образованием Казанского ханства, вместе с ханом Улук-Мухаммедом сюда прибывают сразу около 40 тыс. татар. В последующем в Казанское ханство переселяются татары из Астрахани, Азова, Крыма, Ахтубинска и других мест. Татары начали вытеснять Булгар с Казанского ханства, переселившиеся с левобережья и из южных районов правобережья Волги в северные районы современной Чувашии, попадая в среду язычников, булгары начали отходить от ислама и возвращались обратно к язычеству. Этим и объясняется языческо-исламский синкретизм дохристианской религии чувашей, так же распространение среди них мусульманских имен. Привычки начинать молитвы с "Пĕсмелле" встав в сторону востока и приклонившись на колени. Брезговали свининой, практиковали многоженство, девушки укутывались платком сурпан (как хиджабом или хейлой), прятали ноги и руки, все это описано русскими источниками даже 1780-х годах. Полное заселение чувашами северной половины современной Чувашии произошло лишь в XIV - начале XV вв., а до этого времени там численно преобладали предки горных марийцев. После этого, всю территорию нынешней Чувашии заняли булгаро-чуваши, частично ассимилировав, частично вытеснив марийцев из ее северо-западных районов.
Арабский историк Ал-Омари (Шихабуддин аль-Умари) писал, что, влившись в Золотую Орду, половцы перешли на положение подданных. Поселившиеся на территории Половецкой степи татаро-монголы постепенно смешивались с половцами. Ал-Омари заключает, что через несколько поколений татары стали выглядеть, как половцы: «как будто от одного (с ними) рода», потому что начали жить на их землях.
Ногайцы и Крымские татары на Волге под своим влиянием начали обращать в ислам местное население и уже через религию проводить языковую ассимиляцию местных народов: марийцев, удмуртов, чуваш, мордвы, пермяков и русских... по этому у казанских татар как установлено генетикой финно-угорский субклад (исследования Балановских).
Я лично знаю одну чувашскую деревню обращенную в татары, по рассказам деда там еще в 1930-х жили на половину чуваши и на половину уже перешедшие в татары, а ныне там не осталось не одного чуваша, это было обусловлено тем что в селе был открыт мектеб неким муллой приехавшим из татарской деревни, он их обращал в ислам, учил татарскому языку, (даже мой дед знал татарский язык, по тому что тогда русский не был востребован, и татары с чувашами как то должны были коммуницировать). Эти чуваши стали Махмутовыми да Тайруллинами. Так же я могу из русских источников предоставить достаточно много информации как с периода 1700 по 1850-е года чуваши "охотно обращались в татары", Вот часть из вырезок как чуваши уходили в ислам и становились татарами:
На самом деле у меня достаточно много подобных источников, но думаю лучше эту информацию возводить вообще в отдельную статью.
Муллы нередко помогали чувашским детям получить образование. У Карима-муллы в медресе учились несколько чувашских мальчиков. Да и в целом, как писал Никифор: «Татары умели располагать чуваш к себе». Так многие чуваши перешли в мусульманскую веру, так шло отатаривание чувашей. 15 февраля 1896 года 492 человека из 79 семей язычников из села Старое Ганькино Бугуруслановского уезда подали прошения Министру внутренних дел и Оренбургскому муфтию причислить их к мусульманской вере.
Вот например из Книги репрессированных в СССР: Башкирия, Кигинский р-н, д. Лаклы (Валиев Шакирьян , национальность чуваш, должность - мулла).
"Казанское царство, город Казань и крепость того же имени лежат у Волги, на левом берегу реки, на востоке и юге, оно примыкает к пустынной степи, а на юго-востоке граничит с татарами шейбанскими и кайсацкими. Царь этой страны может выставить 30 000 воинов, преимущественно пеших, между которыми черемисы и чуваши самые искусные стрелки. Чуваши же отличаются знанием судоходства.
Герберштейн Сигизмунд - (1486–1566 гг.)
Как мы видим на стороне защиты Казанского ханства были чуваши и марийцы, возможно и удмурты, по этому они легко могли смешиваться с татарами, или переходить на их кыпчакский язык, принимать ислам.
Если брать Кряшенов то это возможно Удмурты перешедшие на кыпчакский язык но не успевшие исламизироваться, о чем свидетельствует карта и их национальные одежда и культура.
Например язык казанских татар имеет параллели как с удмуртским так и чувашским языком:
тат. Мин Сине Яратам
удм. Мон Тонэ Яратӥсько
рус. Я тебя люблю
тат. Дунья
удм. Дунне
рус. Мир
Подобных примеров много...
По этому по моим личным убеждениям, татары не являются моноэтничным народом, а составляют не что иное как народы Поволжья перешедшие в магометанство и перенявшие кыпчакский язык.
Ханы Казанской орды:
- Улу-Мухаммед хан, сын Ичкиле Хасан-оглана (1438—1445), бывший хан Золотой орды.
- Махмуд хан, сын Улу-Мухаммед хана (1445—1466).
- Халиль хан, сын Махмуд хана (1466—1467).
- Ибрагим хан, сын Махмуд хана (1467—1479).
- Ильхам хан, сын Ибрагим хана (1479—1484, 1485—1487).
- Мухаммед-Амин хан, сын Ибрагим хана (1484—1485, 1487—1496, 1502—1518).
- Мамук (Тюменский) хан (1496—1497).
- Абдул-Латиф хан, сын Ибрагим хана (1497—1502).
- Шах-Али хан, сын касимовского Шейх-Аулияр султана (1519—1521, 1546, 1551—1552).
- Сахиб-Гирей хан, сын крымского хана Менгли-Гирея (1521—1524).
- Сафа-Гирей хан, сын крымского хана Саадет-Гирея (1524—1531, 1536—1546, 1546—1549).
- Джан-Али хан, сын Шейх-Аулияр султана (1532—1535).
- Утямыш-Гирей ногай хан, сын Сафа-Гирей хана (1549—1551).
- Ядыгар-Мухаммед хан, сын астраханского хана Касима (1552).
- Али-Акрам хан (Ногайская династия) (1553—1556).
Где тут хотя бы один Булгар? Правильно а их нет и не было...