С русскими народными сказками большинство из нас знакомы с самого детства. Самые первые, наверное, "Репка" и "Курочка Ряба". А потом мы слышим всё новые и новые сказки: "Теремок", "Гуси-лебеди", "Царевна-лягушка", "Сивка-бурка" и ещё многие, многие другие.
В школе я очень любила читать сказки, особенно волшебные. Довольно часто брала сборники народных сказок в библиотеке. Потом мне стало интереснее читать книги о реальных событиях, и детали сказок со временем забылись.
В курсе литературного чтения для начальной школы обязательно изучается раздел "Устное народное творчество". В начале учебного года мы с ребятами читали и потешки, и небылицы, и пословицы, и загадки, и, конечно, 1-2 народные сказки. Для меня было несколько неожиданным, что есть дети, не знакомые с русскими народными сказками, которые в мои школьные годы знал самый отстающий ученик.
Небольшое отступление. Лет 6-7 назад меня попросили позаниматься перед школой с мальчиком, который не ходил в детский сад. Для развития связной речи полезно составлять рассказы по картинкам. Взяла я старенький букварь, где много картинок по русским народным сказкам, и предложила мальчику рассказать мне сказку "Теремок" или "Гуси-лебеди" на выбор. Тут выяснилось, что он этих сказок не знает, и не только этих. Мама пыталась ему их читать, но ребёнку это было неинтересно. С одной стороны, наверное, это не так страшно, скорее странно. Но точно не смертельно. Однако я боялась, как бы над мальчишкой не стали смеяться одноклассники, если вдруг на уроке нужно будет вспомнить широко известную сказку, а он её не вспомнит (такие задания есть). И мы стали по картинкам изучать сказки. Сначала я рассказывала, потом он. Кстати, он был не против.
Вернёмся к чтению сказок на уроке. Долгое время я работала по одному учебнику, и набор изучаемых сказок был один. А в последнем выпуске мне пришлось сменить программу, следовательно, и учебник. И вот попалась нам сказка "Иван-царевич и серый волк". (Текст сказки можно посмотреть тут.) Ребята мои были уже в четвёртом классе, а значит, люди опытные и над произведением многие думать умели.
Села я готовиться к уроку. Читаю сказку и понимаю, что как-то некрасиво Иван-царевич себя ведёт. И на положительного героя не тянет. У него есть, конечно, хорошие качества, но их явно меньше. Ладно, думаю, может, это я, уже зрелая тётка, придумываю, а ребята ничего и не заметят. Но всё равно просчитываю все варианты, дополнительный материал готовлю на всякий случай.
А поскольку в четвертом классе тексты большие, то я часто делаю так. Обсуждение и все сложные задания делаем на уроке. А текст к уроку ребята читают дома. Начинается урок. Спрашиваю ребят: "Какие впечатления от сказки?" Смотрю, ребята некоторые напряглись. "Ага, - думаю, - не показалось мне, что сказка-то неоднозначная". Стали мы о характере Ивана-царевича говорить. Вернее, ребята говорили, а я их мысли на доске фиксировала.
И вот, что у нас вышло. С одной стороны, Иван хороший. Он отца любит, честно сторожит яблоню с золотыми яблоками, с готовностью откликается на желание отца иметь жар-птицу, вежливый, благодарный. А с другой стороны, Волка не слушает: то клетку золотую схватил, то уздечку. А, главное, из-за чего?
«Сердце его и разгорелось: Ах, какая — золотая, драгоценная! Как такую не взять!»
«…да позарился на уздечку — она золотом, дорогими камнями убрана; в ней златогривому коню только гулять».
Выходит, пожадничал. Не бедный ведь Иван, царский сын. А разве неправду сказали царь Афрон и царь Кусман, что он вор? На самом деле вор. А как он с Еленой Прекрасной поступил? Волк ведь её из родного дома похитил, о желании девушку не спросил. А авторы учебника для пущего колорита ещё и репродукцию картины Васнецова вставили, где Иван - царевич прислушивается - погони боится, а Елена Прекрасная грустная-прегрустная сидит. И если уж совсем честно, то поехал-то Иван за жар-птицей не по великой нужде, а по царя-батюшки прихоти иметь новую дорогую диковинку. В итоге и царя Афрона, и царя Кусмана наш "положительный" герой самым подлым образом обманул. Они - то честно Ивану коня златогривого и жар-птицу обменяли. И как после этого детям про нравственные ценности говорить?
Приуныли мои ребята. Но тут я достала из рукава включила им мультфильм "Молодильные яблоки", который по мотивам этой сказки в Советском Союзе был снят в 1974 году. Ссылку оставлять не буду, чтобы не нарушить никаких правил. Кому очень захочется, его найти легко. После просмотра спрашиваю ребят: "А теперь понравился вам Иван?" "Да"- кричат. И повеселели сразу. Ну ведь привыкли мы, что в сказках добро должно побеждать зло. А в качестве домашнего задания, я задала им перечислить, что поменяли создатели мультфильма, как они облагородили образ Ивана.
Если захотите, можем обсудить это в комментариях.