Найти тему

В чем сила Балабанова?

Оглавление

Элементы времени

Можно сказать, что сила фильмов Балабанова, как говорил один из его героев, действительно в правде. Он умел «законсервировать» в своих фильмах время. Он всегда тонко чувствовал эпоху и мастерски создавал ее художественный образ на экране. Конечно, его взгляд субъективен, но он выхватывает из реальности самые яркие и выразительные приметы времени.

Знаменитый свитер Данилы Багрова, купленный в секонд-хенде, уличные афиши, ковер с «Тремя богатырями» на стене, фотографии за стеклом серванта… Все это возвращает в Россию 90-х.

Еще одна «машина времени», позволяющая зрителям переместиться в другую эпоху, — это музыка. Для Балабанова она имеет огромное значение. В его первой короткометражке «Раньше было другое время» появляется Вячеслав Бутусов, лидер и вокалист группы «Nautilus Pompilius». Их песни слушает на повторе Данила Багров, а в последней работе Балабанова «Я тоже хочу» одну из ролей исполняет Олег Гаркуша, фронтмен другой культовой группы своего времени — «АукцЫон».

Литературность

Балабанов снимал не только то, что видел вокруг, но также обращался к знаменитым писателям. Это и «Счастливые дни», основанные на произведениях Сэмюэла Беккета, и экранизация романа Франца Кафки «Замок».

Но фильмы, вышедшие до «Брата», намного меньше известны публике. Более того, кажется, что их киноязык и выразительные средства существенно отличаются от его поздних работ. Однако предрасположенность автора к литературной форме можно проследить во всем его творчестве. В первую очередь это отражается в диалогах: персонажи Балабанова говорят емкими фразами, которые становятся крылатыми и печатаются на футболках.

Кинематограф и его история интересуют Балабанова не меньше, чем литература. После ранних экспериментов с экранизациями он пытается художественно проанализировать, что такое кино: от классических и довольно невинных его форм до самых нездоровых и чудовищных. Этой теме посвящены короткометражка «Трофим» и любимый фильм Балабанова «Про уродов и людей».

-2

Типажи и герои

Алексей Балабанов — мастер создавать одновременно отталкивающих и притягательных персонажей. Его фильмы — это, по сути, мир несчастных, ненужных людей. Это маргиналы и отщепенцы, часто одержимые болезненными фантазиями, и спорные герои своего времени. Их играют нетипичные и запоминающиеся актеры: Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий, Александр Мосин.

В конце концов, фильмы Балабанова населяют и просто харизматичные типажи, которых мы видим в эпизодах. Это и Алексей Серебряков, и Александр Баширов, и Анвар Либабов, и другие яркие актеры. Конечно, самым известным героем балабановских фильмов стал Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова.

И здесь режиссер снова не ошибся. Внутренняя глубина и интеллигентность Бодрова, его сильнейшее обаяние сделали образ простоватого бандита с односложными принципами намного интереснее и многограннее.

-3

Жанр

Авторское кино обычно противопоставляют жанровому, которое снимается по определенным лекалам. Однако Балабанов снимал и то, и другое. Более того, «Брат», один из его самых известных фильмов, тоже был всего лишь легким жанровым экспериментом, от которого Балабанов не ждал ничего особенного. Но именно эта формула — жанровое плюс авторское — сделала картину народным хитом.

С одной стороны, мы видим довольно сложного и неоднозначного героя Багрова, трепетно выбранную автором музыку, особенное внимание к городу. С другой — динамичный криминальный сюжет и хлесткие фразы, которые отлично смотрятся на плакатах.

«Брат 2» оказался уже сугубо жанровым. Он стал практически пародией на первую часть: фильм про «русского супергероя», который отстаивает свои ценности на Западе. Балабанов сделал динамичное, увлекательное, стильное кино — именно этого хотели зрители.

В нулевые Балабанов переживал сложный период.

Многие его друзья и близкие погибли во время схода ледника в Кармадонском ущелье, где снимался фильм Сергея Бодрова. А во время съемок незаконченного фильма Балабанова «Река» в автокатастрофе погибла исполнительница главной роли.

Режиссер был в отчаянии, и отчасти его спас жанр. Два следующих фильмы были жанровыми и довольно простыми по форме и содержанию. Это мелодрама «Мне не больно» и «Жмурки» — лихая комедия про 90-е, новый взгляд Балабанова на этот период, явно вдохновленный Ричи и Тарантино. Они помогли режиссеру вернуться к профессии.

-4

Балабановщина

Влияние режиссера на русское кино 90-х и нулевых оказалось таким значительным, что появление последователей и подражателей, пожалуй, было неизбежным. Отчаявшиеся герои, тотальная несправедливость мира, угнетающие индустриальные пейзажи и непритязательные виды российских городов: все эти элементы фильмов Балабанова продолжают встречаться у самых разных молодых авторов.

Проблема в том, что все это выглядит вторичным, и кажется, что режиссеры просто эксплуатируют уже существующие сюжеты, образы и эстетику. Зачем смотреть «второго Балабанова», если у нас уже есть первый?

С другой стороны, возможно, современные режиссеры, как и Балабанов, снимают правду. Неудивительно, что они видят мир не в самых ярких красках, если со времен «Брата» многое так и не изменилось.

-5

💬 А какой ваш любимый фильм Балабанова? Как считаете: его фильмы - это «чернуха» или лучшее российское кино?

Научитесь распознавать приемы режиссеров и формировать свою точку зрения о фильмах, которые посмотрели, на наших курсах. Посмотрите нашу бесплатную программу, чтобы узнать о стоящем российском кино.

Мы открыли бесплатный доступ ко всем нашим курсам. Оформите 7-дневную бесплатную подписку и сразу отмените: тогда деньги не спишутся. Переходите по ссылке.

Понравился пост? Поделитесь им с друзьями. Так вы поможете нашему проекту ❤️