Найти тему

Если не удовлетворены базовые потребности в детстве

«Пока ты не насытишь важную свою потребность, ты не сможешь двигаться дальше, расти, развиваться, быть счастливым»
«Пока ты не насытишь важную свою потребность, ты не сможешь двигаться дальше, расти, развиваться, быть счастливым»

«Пока ты не насытишь важную свою потребность, ты не сможешь двигаться дальше, расти, развиваться, быть счастливым». Можно закрывать глаза и делать вид, что тебе это не нужно, можно все рационально объяснять почему нет и почему так, можно отмахиваться и говорить «да ладно, не очень-то и хотелось». Но ты все равно будешь испытывать дискомфорт, пустоту, ощущение неудовлетворенности, пока ты не заполнишь этот пустующий сосуд.

Легко, когда твоя потребность – напиться воды….и пока не утолишь жажду все мысли будут только вокруг этого. Вряд ли обрадуешься, когда тебе предлагают есть, а ты хочешь пить…
А если это эмоциональные потребности? Базовые...Те, которые важны с раннего детства и на всем этапе развития. Те, которые мы удовлетворяем в отношениях с родителями и уже после проецируем эти схемы адаптации (а чаще дезадаптации) во взрослом возрасте.

Давайте немного структурирую. Базовые потребности. Те, которые очень важны в детстве:

  • Безопасная привязанность к другим. Включает в себя безопасность, стабильность, предсказуемость, принятие, заботу, понимание, поддержку, поощрение
  • Автономность, компетентность и чувство идентичности.
  • Свобода выражать действительные потребности и эмоции.
  • Спонтанность и игра.
  • Реалистичные границы и самоконтроль.

Это все было по Янгу, основателю схематерапии. От себя бы я добавила еще потребность быть увиденным, признанным в своих эмоциях и потребностях. Когда «ты такой, ты имеешь право на все, что ты чувствуешь и я люблю тебя без условий, без хороших оценок или великих достижений, я радуюсь просто от того, что ты есть». Право на детство, так сказать.

Если вдруг что-то пошло не так, потребности эти не удовлетворялись. Увы, так бывает часто. Родители сильно неидеальны. У них на то свои причины.

Если детство было такое, то у ребенка формируются дисфункциональные представления о себе и о реальности, какой мир и люди в нем. Так называемые схемы (по Янгу). Довольно часто они активируются в стрессовой ситуации. Чувство одиночества, изоляции, собственной дефектности, страха насилия, уязвимости, тревоги, печали и т.д., в которые человек проваливается в стрессе и которые не адекватны текущей ситуации отражают переживания его раннего «внутреннего ребенка», смотрящего на жизнь через «линзы» этих дисфункциональных схем.

В детстве часто эти схемы помогали адаптации, не смотря на свою парадоксальность: например, при отсутствии эмоционального отклика у взрослых ребенку может становиться легче, если он замыкается в себе.

Эти представления формируются в возрасте от 0 до 12 лет, но продолжают развиваться в течение жизни, находя все новые подтверждения в жизненном опыте.

Пример деструктивного раннего окружения:

  • Один из родителей был агрессивным, а второй – пассивным и беспомощным.
  • Родители были эмоционально отстраненными и ждали высоких достижений.
  • Родители все время ссорились и вы находились в центре конфликта.
  • Один из родителей болел и пребывал в депрессии, а второй отсутствовал. Вам пришлось взять заботу на себя.
  • Вы были очень близки с одним из родителей и фактически заменяли ему супруга.
  • У родителя была фобия и вас чрезмерно опекали. Родитель боялся оставаться один и не отпускал вас от себя ни на шаг.
  • Родители вас критиковали. Вы все делали недостаточно хорошо.
  • Родители слишком сильно вам потакали. Они ни в чем не ограничивали вас.
  • Вас отвергали или травили сверстники. Вы чувствовали себя не таким как все.

Чтобы как-то с этим справится и пережить у ребенка закрепляются схемы совладания. Ну а неудовлетворенные потребности продолжают «болеть».

А теперь давайте пробежимся, как бывает в зависимости от того, какие потребности не были удовлетворены.

  • Не получилось с потребностью в надежной привязанности и безопасности.

Тогда возникает чувство заброшенности. Человек может быть нестабильным, уязвимым, покинутым, беспомощным. Бывает наоборот – и тогда это история про злость, агрессию, импульсивность, непереносимость фрустрации. Фоном идет чувство изоляции, отчуждения, дефектности. Довольно часто такие люди оказываются в абьюзивных отношениях. Но там точно есть большая дыра в чувстве безопасности и ощущении, что ты ОК и мир ОК. Обычно, ни там, ни там не ОК. Да и вступать в отношения сложно, страшно.

  • Не реализована потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности.

Когда «ты молодец», «у тебя все получается» не было. А было «там опасно», «куда ты лезешь», «будешь взрослым, тогда и решай, а сейчас я взрослый и ты мне подчиняешься».

В таком случае сложно почувствовать себя сильным, компетентным. Такие люди часто зависимы, ведомы. Опыта, когда сам собой управляешь не было, ты привык подчиняться. А еще часто есть слитость с другим Я, эмоциональная зависимость, собственное неразвитое Я, когда не понимаешь кто ты и чего ты хочешь. А еще там много уязвимости перед болезнями и вредом. Много страха, неуверенности.

  • Если не реализована потребность в свободе выражать свои истинные потребности и эмоции, то это история по подчинение и покорность

Такие люди часто «держат лицо», но им сложно различать, что с ними происходит, что они чувствуют. Там много самопожертвования, отказа от себя, поиска одобрения и признания. Привет всем трудоголикам и женам алкоголиков.

  • Если не была реализована потребность в спонтанной игре, то радости не очень много остается.

Зато появляется много пессимизма, подавленных эмоций, самонаказация, требовательности, очень высоких стандартов….а так знаете….как будто жизни нет.

  • И последнее. Не была удовлетворена потребность в реалистичных ограничениях и самоконтроле.

Когда ВСЕ МОЖНО. И есть ощущение исключительного права, грандиозности. Нет границ, есть только мое Я и мое ХОЧУ. И неважно, что это может нарушить правила, чужие границы, чужие чувства, причинить боль. Есть только МОЕ Я и МОЕ ХОРОШО. Разумных ограничение нет. Совсем. Морали, как правило тоже. Эдакая нарциссическая грандиозность.

Грустно, конечно, что так получается. Человеческая психика - субстанция тонкая. Лечится ли это? Да.

К чему идем? К улучшению качества жизни и отношений, конечно. Бытовым языком «чтобы не болело».

А если поподробнее, то к чувству радости, покоя, удовлетворению актуальных эмоциональных потребностей. Когда есть ощущение, что ты любимый, довольный, связан с другими людьми, счастливый, защищенный, заслуживающий похвалы и внимания, окружен заботой, признанием, пониманием. Что ты уверен в себе, компетентен, достаточно автономен, способен положиться на собственные силы и управлять ситуацией, благополучным, устойчивым, сильным, гибким, оптимистичным, спонтанным.

А еще к пониманию, что ты сам за себя отвечаешь...и делаешь это, за здоровое функционирование в сфере работы, родительства, личной ответственности. Когда жизнь связана с доставляющими удовольствие видами деятельности, такими как секс, интеллектуальные, эстетические и культурные интересы, забота о здоровье, занятие спортом.

И знаешь, кто все это даст? Ты сам.

Психотерапия помогает. Только не за один сеанс.