Найти в Дзене

Царствование Муавии. Убийство Худжра бин Адиййи аль-Канди

(предыдущая статья здесь)

Имам Хусейн в одном из своих писем Муавии писал так: «Разве не ты убил Худжра и его товарищей? Что они сделали плохого, кроме того, что призывали к намазу и порицали несправедливость? Разве не ты сначала дал клятву и твердый договор, а затем убил только из-за несправедливости и вражды?» (Здесь есть указание на пятый пункт мирного соглашения Муавии с имамом Хасаном. Как известно, согласно этому пункту, Муавия обещает не причинить никакого зла друзьям достопочтенного Хасана)
Имам Хусейн в одном из своих писем Муавии писал так: «Разве не ты убил Худжра и его товарищей? Что они сделали плохого, кроме того, что призывали к намазу и порицали несправедливость? Разве не ты сначала дал клятву и твердый договор, а затем убил только из-за несправедливости и вражды?» (Здесь есть указание на пятый пункт мирного соглашения Муавии с имамом Хасаном. Как известно, согласно этому пункту, Муавия обещает не причинить никакого зла друзьям достопочтенного Хасана)

УБИЙСТВО ХИДЖРА БИН АДИЙИ АЛЬ-КИНДИ

Худжр принадлежал к племени Адийй. Сам он был из сподвижников Посланника Аллаха, одним из великих последователей имама Али и имама Хасана, и предводителей и вождей мусульман Куфы.

О нем в таких трудах как «Усду'л Габа», «аль-Мустадрак», «аль-Исаба», «аль-Истиаб» и других говорится так:

«Он - аскет Мухаммада, один из набожных сподвижников».

«Несмотря на то, что Худжр был младше других старших сподвижников, он был благочестивым сподвижником Пророка».

«...Каждую ночь и день Худжр прочитывал 1000 циклов (ракаатов) намаза. Его аскетизм был общеизвестен. Его молитвы принимались Аллахом»[1].

ПОЧЕМУ УБИЛИ ХУДЖРА БИН АДИЙЙЮ?

Худжр не соглашался с ужасными словами в адрес Али, которые произносили Мугийра и Зийад, и восхвалял Али.

Дошло до того, что Худжр говорил это громко, что две трети присутствовавших людей подтверждали его мысли и говорили слова «аминь» в его молитвах.

В то время наместником Куфы был Мугийра. Из-за высокого происхождения и веса в глазах людей он медлил с решением вопроса с ним.

После смерти Мугийры наместником Куфы стал Зийад бин Абих. Новый наместник ввел в привычку долгие проповеди, что приводило к тому, что люди пропускали время пятничной молитвы. Однажды Худжр сделал замечание, но Зийад продолжил чтение проповеди. Тогда Худжр встал и начал читать молитву, и многие вместе с ним встали на молитву. То есть у Худжра бин Адиййи было два проступка: не участие в оскорблении Али и требование читать намаз вовремя.

Зийад собрал у себя людей, которые были привязаны к богатствам этого мира. Среди низ были Омар бин Са'д (это будущий убийца имама Хусейна), Мунзир бин Зубайр, Шимр бин Зилджавшан и другие. Всего было семьдесят человек. Табари в своей «Истории» перечислил имя каждого.

Зийад заставил этих 70 человек подписать письмо, что Худжр предатель и мятежник. Затем он добавил: «Клянусь Аллахом, я сделаю все, чтобы убить это дурака-предателя».

Зийад затем написал письмо Муавии и упомянул про Худжра. Муавия ответил так: «Закуй его в цепи и пришли ко мне!».

Худжр, благодаря помощи любящих его людей, сумел долгое время скрываться в Куфе. Однако соглядатаи Зийада искали его везде. Наконец Худжр был пойман и десять дней провел в заточении в тюрьме Куфы. Затем вместе с товарищами его отправили в Сирию. По приказу Муавии он был брошен в темницу в квартале Азра, где и пал мучеником.

Ибн Асир в 3-м томе на странице 192 своего труда под названием «аль-Камиль» сообщает следующее: «Худжр по приказу Муавии был убит в деревне Азра. А сам он был человеком, который завоевал эту местность».

Последними словами Худжра стали следующие: «Не снимайте оков с меня и не смывайте кровь с моего тела. Так как завтра я встречусь с Муавией и затребую с него ответа».

Когда Муавия был на смертном одре, то он вспомнил те слова Худжра и передают, что сказал так: «Твой расчет со мной, Худжр, будет немного долгим!»[2].

Хасан Басри об убийстве Худжра бин Адиййи сказал так: «Позор Муавии за то, что он сделал с Худжром и его товарищами»[3].

Имам Хусейн в одном из своих писем Муавии писал так: «Разве не ты убил Худжра и его товарищей? Что они сделали плохого, кроме того, что призывали к намазу и порицали несправедливость? Разве не ты сначала дал клятву и твердый договор, а затем убил только из-за несправедливости и вражды?»

(Здесь есть указание на пятый пункт мирного соглашения Муавии с имамом Хасаном. Как известно, согласно этому пункту, Муавия обещает не причинить никакого зла друзьям достопочтенного Хасана)[4].

Имам Хусейн скажет следующее о Муавие: «Его чаша наполнилась, и он достиг всех желаний. Клянусь Аллахом, он не сдержал слова и никогда не говорил правдиво»[5].

(продолжение следует)

Статья подготовлена с использованием переводов трудов Проф. Др. Хайдара Баша

[1] аль-Исаба, т. 1, с. 329

[2] Мир имама Хасана, с. 400

[3] Табари, Тарих, т. 6, с. 157 и другие многие источники

[4] Бихару’л Анвар, т. 10, с. 149

[5] История Масуда; Толкование к Ибн Асиру, т. 6, с. 556