Найти тему
alexunited

Оценка плюс пример

Оглавление

Продолжаем серию публикаций о кружковском мышлении. Первые двадцать одна часть:
1.
Об осмысленности и автоматизме;
2.
Кружковская задача;
3.
Кружковская задача 2;
4.
Шахматематика;
5.
Кружковская задача 3;
6.
Уровни очевидности;
7.
Комплексный тест;
8.
Кружковская задача 4;
9.
Кружковская задача 5;
10.
Разрезания и замощения;
11.
Кружковская задача 6;
12.
Кружковская задача 7;
13.
Авторская задача;
14.
Кружковская задача 8;
15.
Задача про жизнь;
16.
Кружковская задача 9;
17.
Кружковская задача 10;
18.
Хитрые доминошки;
19.
Школьная задача;
20.
Кружковская задача 11;
21.
Деление с остатком.

Александр Сергеевич плохому не научит...
Александр Сергеевич плохому не научит...

Задача

Какое наибольшее количество коней, не бьющих друг друга, можно поставить на шахматной доске? (Сравните с этой задачей.)

Решение

Ответ

32.

Пример

Кони, стоящие на чёрных клетках, не бьют друг друга (так как каждый из них бьёт только белые клетки).

-2

Оценка

Разобьём клетки доски на пары ("государства"), в каждой из которых можно поставить не больше одного коня:

Если в обе клетки пары поставить по коню, то они бьют друг друга.
Если в обе клетки пары поставить по коню, то они бьют друг друга.

Так как пар клеток всего 32, то и коней на доске не более 32.

Комментарий

Идеальный пример того, как "ломаются" неподготовленные люди: на прошлой неделе наблюдал, как на курсах сломались учителя, которые вроде бы сами пытаются вести кружки, но с логикой оценка+пример не справляются. Здесь не работает псевдо-доказательство, которое так любят дети: "я поставил 32 на чёрные клетки, все белые побиты, поэтому больше ни одного поставить нельзя" - неулучшаемость примера не означает, что он оптимальный. Здесь вообще очень много полезного.

Многообразие тем, в которых используется идеология оценка+пример, просто огромно.

#математика #математическийкружок #образованиевроссии #школа

P.S. Не забывайте прочитать об истории математических кружков в Ленинграде/Санкт-Петербурге и обо мне.