Художников, умеющих отличать тему от тематики, всегда было немного. В нашу с Вами чудесную эпоху постмодерна их и вовсе становится пугающе мало. И это — проблема.
Раньше десятки талантливых последователей Рафаэля, Веласкеса и Брейгеля создавали сотни картин, являвшихся по сути метакомментариями оригиналов. Продолжая тематику полотен своих кумиров, некоторые из них пытались говорить со зрителем на новые темы. Те немногие, которым это удавалось, становились великими художниками и творили искусство. Остальные превращались в ремесленников.
Сегодня проблема усугубилась. В мире постправды, где факты и явления не равны сами себе и имеют бесконечное множество интерпретаций, у живописи не остаётся актуальных тем. Ибо твердо заявленная тема означает стоящую за нею личную позицию художника. А значит, в случае чего не удастся отбиться от критики и оправдаться перед широким зрителем классическими: «я так вижу»; «это была отсылка»; «понравиться аудитории не было основной целью»; (и наше самое любимое) «Вы не понимаете, это другое». Что же осталось? Осталась тематичность, концептуальность, оммажи, пост-ирония, «эксплотейшн» и перекрёстные ссылки друг на дружку в попытке набрать баллы социального одобрения...
Художников, умеющих отличать тему от тематики, всегда было немного. Как хорошо, что они ещё есть. Что есть мастера, не пытающиеся до бесконечности комбинировать свои предыдущие удачные решения, как бездушная нейросеть. А ставящие ракурс композиции, гамму тонов и манеру мазков в прямое подчинение теме, на которую решили поговорить со зрителем.
Картины Сергея Николаевича Ишкова идеально подходят для того, чтобы проиллюстрировать нашу мысль. Может быть даже «слишком» хорошо, ведь наш герой одинаково качественно и охотно творит натюрморты и бытовые зарисовки, пейзажи и портреты, масштабные полотна и камерные произведения. Давайте же сузим круг обсуждаемых работ до принадлежащих одному жанру.
Итак. Пейзажи Ишкова роднит меж собою тема красоты тихих уголков родной природы, но их преобладающие настроения, центральные идеи и сама мотивация написания сильно рознятся. Рознится степень детализации образов и планов, их общие роль и число. Меняется характер движения кисти, отношение к комплементарности цвета, преобладающая геометрия, ритм и «тембр» картины. В одних пейзажах Ишкова проглядывает соцреализм, в иных — ощущается энергетика иконописной традиции... А иногда художника интересует живописное пространство как таковое. Нравится просто исследовать его переменчивость, любоваться многогранностью мига. Тогда наш герой «отпускает» свой стиль в путешествие к самым границам импрессионизма, немало о том не тревожась.
И ведь всякий раз получается замечательно! Тема раскрыта, потенциал её реализован. Почему так? Да потому что художник делится именно тем, что волнует, тревожит и восхищает его самого. Пишет не «вообще», а тогда, когда есть что рассказать и чем поделиться.
Кстати говоря, ещё один важный момент. Разные темы требуют принципиально иного коэффициента «присутствия» личности мастера на полотне. Нет ничего проще, чем испортить прекрасный пейзаж, «передавив» на зрителя субъективным к нему отношением. Или напротив, легко предстать отстранённым творцом, погруженным в себя, которому нет дела до аудитории. Сергей Николаевич Ишков умеет быть крайне лаконичным композиционно, но в то же время весьма красноречивым по части эмоционального наполнения. Способен так написать живописный ландшафт, что простой силуэт персонажа, не доминируя на пространстве пейзажа ни тоном ни геометрией, играет в нем безусловную главную роль.
Обратите внимание на работу «Зимний пейзаж», дорогой наш читатель. Преобладающий тон одежды, ширина шага, положение плеч и габариты груза за этими самыми плечами позволяют художнику не выписывать детали лица героини. Метафора преодоления, мотив одиночества, нарративное обещание победы тепла и уюта над морозным простором — и так очевидны. А вот полотно «Моя деревня» со сходной тематикой, но тема его — совершенно иная. И тут же меняется техника, строй композиции, отношение к комплементарности цвета, ритмы и так далее. И вроде бы тоже зима, и в центре — опять женский образ, и вновь на плечах — «целевая нагрузка», а фоном — сельский пейзаж. Однако, благодаря совершенно иному подходу, мы видим уже не метафору одинокого (пусть и мирного) угасания, а праздник жизни, полный светлых надежд.
Согласитесь, дорогой наш читатель: нетрудно решить, что эти картины принадлежат авторству разных художников. Но нет. Сменилась не рука, владевшая кистью, а идея, водившая рукою!
В творчестве таких мастеров как Сергей Николаевич Ишков, умеющих и любящих подчинять стили и жанры собственным идеям, интересным темам и красивым чувствам, а не подчиняться конъюнктуре определённой заранее тематики, мы видим шанс победы метамодерна над постмодерном в рамках современного искусства живописи и графики. И надеемся ещё не раз вернуться как к рассмотрению этой важнейшей (на наш скромный взгляд) темы, так и к созерцанию работ этого замечательного художника. Приятного Вам просмотра, уважаемый читатель.
#культурология #культура #изобразительное искусство #искусство #живопись