Знакомьтесь, князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, потомственный военный, красавец, офицер императорской свиты, дослужившийся до звания генерал-адъютанта и должности главного начальника Московского военного округа и главноначальствующего над городом Москвой.
Правда, граф прославился не своей деятельностью во благо империи, а удачной женитьбой на единственной наследнице громадного многомиллионного состояния древнего рода князей Юсуповых, в результате чего обрел и титул, и карьеру, и совершенно иные возможности.
Прекрасная Зинаида Николаевна была не только сказочно богата, но удивительно хороша собой и талантлива. В мужья ей пророчили особ августейших кровей, но она сделала свой выбор сама в пользу гвардейского офицера, чем, конечно же, огорчила своего любящего родителя, мечтавшего видеть ее не меньше чем на троне.
Нечестолюбивая княжна отдала свое сердце высокому статному графу, который был собой «очень хорош, высок, тонок, элегантен, кареглаз и черноволос». Пышная свадьба состоялась в 1882 году. Особым императорским указом граф Сумароков-Эльстон получил право наследования титула, герба и фамилии Юсуповых.
Младший сын Феликс писал в своих мемуарах об отце: «Прямою дорогой» – таков девиз Сумароковых. Мой отец оставался всю жизнь верен ему. И нравственно был выше многих людей нашего круга… Имел более здравомыслия, чем глубокомыслия. За доброту любили его простые люди, особенно подчиненные, но за прямоту и резкость порою недолюбливало начальство».
Помимо фотографических карточек, до нас дошло несколько портретов Феликса Феликсовича старшего. Известно, что позировать он не любил. Как вспоминал Валентин Серов: «Князь скромен, хочет, чтобы портрет был скорее лошади, чем его самого, – вполне понимаю…».
В 1900-е и первой половине 1910-х годов Юсуповы покровительствовали художнику Николаю Петровичу Богданову-Бельскому. Тогда он исполнил ряд портретов членов княжеской семьи, в том числе Николая и Ирины, работая в их имениях под Москвой и в Крыму.
В коллекции нашей галереи представлен этюд портрета Ф. Ф. Юсупова-старшего. Предположительно, набросок красками был сделан мастером с натуры во время одной из бесед с князем в свободной обстановке, на фоне природы.
Намеревался ли мастер исполнить портрет князя или спонтанно вдохновился его непринужденной и несколько расслабленной позой за разговором, сейчас сказать трудно. Тем не менее, перед нами редкое, интимное изображение влиятельного Феликса Феликсовича Юсупова.
Понравился портрет? Знакомы с историей рода Юсуповых?