Весна, потеплело. Закончили мы авиахимработы, собрались на залитом солнцем аэродроме. Птички поют, солнышко припекает, - лепота. Мысли в голове в порядок приходят. И говорят они, что надо переходить к основной нашей авиаторской деятельности, - пора заняться парашютными прыжками.
Снимаем с Ан-2 химоборудование, вытаскиваем бак, отмываем самолёт от «авиахимических» запахов, ставим на место в кабине тросы для вытяжных верёвок парашютов. Договариваемся со специалистами-техниками из аэропортовского андвашного «Универсалавиа» и они проводят на нашем Ан-2 необходимые регламентные работы плюс пресловутый «переход на весенне-летний период эксплуатации». Покупаем в этом же «Универсалавиа» авиационное масло МС-20 с запасом, как раньше и договаривались. Это масло по нынешним временам уже становится дефицитным. Бензина запасы у нас уже есть с авиахимработ.
Мотаемся с Володей Дмитрийчуком на УАЗике целыми днями, - «вопросы решаем». Жена ворчит, что дома не бываю. А я доволен. Как вспомню, что в девяносто втором году после увольнения маялся без какой-либо работы от безделия, валялся сутками на диване, мучился сознанием своей ненужности и никчёмности. Лучше я буду двадцать пять часов в сутки мотаться, недоедать и недосыпать, чем снова оказаться в том состоянии на «том диване».
Звоним в Киев в Ценральный комитет ОСОУ, бывший ДОСААФ, заявляем, что хотим начать парашютные прыжки, ждём от них разрешения – одобрения. Там страшно довольны, - «благославляют» нас, тем более, что мы у них ничего не просим. По нынешним временам парашютными прыжками занимается, кажется, только центральный аэроклуб в Киеве, а товарищи в ЦК ОСОУ уже, наверное, беспокоятся, как бы их не разогнали за ненужностью.
Уже май, лётное поле высохло, самолёт готов, можем начинать. Звоним на ПДС в бывшее запорожское училище ДОСААФ Валере Бузату, напоминаем о договоренности про аренду парашютов. Тот вскоре привозит на аэродром тридцать штук парашютов Д-1-5У, десять запасок и каски с ботинками.
Миша Пузанов и Гриша Мазур, наше парашютное звено, немало занимались организацией и проведением парашютных прыжков, но сейчас другие времена. Всё надо начинать с нуля, многое придётся изобретать, всё теперь не так. Надо во всём разобраться, - и как организовывать в новых «капиталлистических» условиях парашютные прыжки, и как правильно их проводить.
Для начала думаем организовать первые парашютные прыжки с опытными парашютистами, отработать, так сказать всю «кухню». В Запорожье опытных парашютистов хватает, тем более, засиделись без прыжков. Пузанов с Мазуром обзвонили знакомых парашютистов, человек десять нашлось, это как раз количество парашютистов на полный «подъём», так парашютисты называют полную загрузку парашютистов на один вылет.
Первый прыжковый день, мы все собрались на аэродроме заранее, прибыли парашютисты – Пеньков, Погребной, Зырянов, Новицкий и другие. У Пенькова своё «крыло» парашют ПО-9, у Новицкого какой-то «тандем», – парашют на двоих, можно брать «пассажира». Остальные будут прыгать с Д-1-5У.
Пузанов у нас командир парашютного звена, Мазур – штатный парашютист-инструктор, занимаются организацией подготовки парашютистов к прыжкам. Всё по-взрослому. Есть одобрение из Киева, можем работать вполне легально и смело.
Решили, что парашютисты будут платить за прыжки. Это совсем немного, только за бензин. Никто не возражает. В помещении столовой организовали укладку парашютов. «Дубы», так парашютисты называют парашют Д-1-5У, укладывают на ручное раскрытие. Водитель наш Казак на ГАЗ-66 отвозит на лётное поле парашюты, укладочные столы, радиостанцию, «колдун» и прочее парашютное имущество. В будущем на этом же ГАЗ-66 казак будет ездить на ЖД станцию к электричке за приезжающими парашютистами.
Самолёт уже не поле, установили «колдун» для оценки ветра. Установлен на площадке стол с радиостанцией для Руководителя Прыжков. Им сегодня будет Миша Пузанов, а Гриша Мазур летит выпускающим. Володя Дмитрийчук за штурвалом Ан-2.
С надетыми парашютами спортсмены выстроились в шеренгу, Мазур проверяет их готовность к прыжку – состояние парашютов, экипировку парашютистов, установку парашютных приборов и прочее. Всё в норме, парашютисты идут в самолёт. Пузанов садится за радиостанцию. Будем делать первый подъём.
Ан-2 рулит на взлёт, набирать будет 1500 метров. Для спортсменов это небольшая высота, но на их вопросы Миша Пузанов ответил, что «…не фиг бензин жечь, для начала пойдёт…». Действительно, нам сейчас надо опробовать саму процедуру организации и проведения прыжков. Потом можем прыгать и с больших высот.
Самолёт резво взлетает, но медленно набирает высоту по кругу, - ведь загрузка полная. За пару кругов набирает нужную высоту. Заходит на, так называемый, «боевой курс». На первом заходе будет сброшен пристрелочный парашют для определения ветра на высоте. Вот гул мотора стих, это лётчик сбросил газ, уменьшил скорость, выпускающий в это время открывает дверь и выбрасывает пристрелочный парашют. Так происходит всегда и в момент выброски парашютистов.
Мотор снова взревел, а мы видим спускающийся маленький купол пристрелочного парашюта. Теперь выпускающий по траектории его снижения и месту приземления определит более точно место выброски парашютистов.
Ан-2 снова заходит на боевой курс. Слышится радиообмен руководителя прыжков на площадке и лётчика. Ностальгия. Приятно слышать «настоящий» авиационный радиообмен. Снова стихает звук мотора и от самолёта друг за другом отделяются две фигуры парашютистов. Началось.
Через несколько секунд в воздухе «вспыхивают» два парашютных купола. Спортсмены не делают большую задержку, высота не очень для этого соответствует, да и задачи сейчас другие. Два парашютиста ещё не приземлились, а уже новые купола «вспыхивают» в воздухе. ГАЗ-66 едет за парашютистами к месту приземления.
Ан-2 выполняет несколько заходов, выбрасывает всех парашютистов и на малом газу пикирует на лётное поле. Слышны хлопки остывающего двигателя. Почти одновременно приземляется на лётное поле самолёт и крайний парашютист.
Все парашютисты прибыли на площадку, кто на ГАЗ-66, кто пешком, подрулил и Ан-2, хлопая незакрытой дверью. В дальнейшем, Гриша Мазур, покидая последним самолёт, обычно будет умудряться закрывать за собой дверь. Все на месте. Всё нормально. Первые прыжки на аэродроме Васильевка прошли успешно. Ура!
На площадке громкие разговоры, все делятся впечатлениями. Сделали два подъёма в этот день На радостях скромно отметили открытие парашютного сезона.
- на фото: - парашютисты - аэр.Васильевка - 1997г.
- фото автора.
15.02.2023 – Севастополь.