Найти в Дзене
Цитадель адеквата

О санскритских корнях, ведических истоках и городе Турку

Есть мнение, что язык, в алфавите которого насчитывается менее 28 букв, является «языком говорящей обезьяны». Это мнение приписывается Виталию Владимировичу Сундакову, академику и обладателю двух высших лингвистических образований. Однако, учитывая, что в перечне титулов правдой является только то, что Сундаков — академик (да и то, академик ВРАЛ),— причём, и там лишь почётный академик (разница с настоящим, как между «милостивым государем» и «государем»), — может, и мнение тоже не его.

-2

...В свою очередь, Светлана Васильевна Жарникова —ещё один персонаж, читателю, как искренне хочется верить, незнакомый. Пусть так всё и остаётся. Благо и она не являлась — даже при жизни —генератором идей сколько-то оригинальных. Так. Стандартный арсенал современного псевдопатриотического фрика: Гиперборея, арктическая прародина, ведические истоки, санскритские корни. Плюс, реальная степень кандидата исторических наук, наличие которой спровоцировала даже вялую полемику вокруг её творчества.

Вокруг «санскритских корней» главным образом. Жарникова без труда обнаруживала их во всех северорусских топонимах. И тут важно, что без труда, а не что обнаруживала. Ибо есть ещё финский город Турку.

Просто, слово «Турку» — первая возникающая у меня ассоциация с любительской лингвистикой. Когда-то, — когда это ещё не стало трендом, — мне пришлось стать свидетелем вдумчивой и глубоко аргументированной дискуссии двух, возможно, скрывающихся за сетевой анонимностью академиков с двумя же, вероятно, высшими лингвистическими образования на каждое лицо. Один говорил, что название финского города происходит от русского слова «торг», другой же что от русского «тура» — башня. Я же указал, что — исходя исключительно из логики их рассуждений, — город был просто основан турками.

Потому что, далее поиска созвучия, эта логика не простиралась. А в таком случае, что может быть лучше «турка»? Одну букву исправить.

...С одной стороны, об основании в средние века турками городов на берегах Балтики истории ничего неизвестно. Но любительская лингвистика, именно, призывает истории не доверять. Ибо история фальсифицирована, а как было на самом деле никто не знает. Следовательно, довод не работает. Турки там могли быть, — на с мясом вырванных страницах истории. Как, например, японцы, кечуа или туареги. Похожее на «Турку» слово можно найти в любом из языков.

О чём речь? О том, что этимология северорусских топонимов истолковывается с большим или меньшим успехом на базе языков финских народов, не потому что «похоже звучит» (хотя, обычно, это так и есть). А потому что именно финские народы жили на север от Оки ещё в историческое время. Логично, на этом основании, предполагать, что и топоним «Москва», например, имеет происхождение финское.

Но в обратную сторону это не работает. Гипотезу санскритского происхождения топонимов севера можно рассмотреть, лишь — сначала — доказав, что носители этого языка в данном регионе жили, а значит, названия рекам давать могли.

...Самое же любопытное в данной истории, что название города Турку (основанного шведами) действительно происходит от древнерусского слова «търгъ». Но не прямо, а рикошетом, — через шведский (что и логично для шведского города) язык, в которое ещё до этого вошло в форме torg, и обозначает «площадь» («рынок»). Через него, — уже в финский, причём, когда в русском созвучная шведской современная форма ещё отсутствовала.

Новгородские веняляйнен в средние века так прочно ассоциировавшиеся на Балтике с торговлей, что смогли научить соседей своим словам, однако, были не в курсе результатов, и всегда называли этот город Кабо.

Блог нуждается в поддержке. Кошелёк ЮMoney 4100 1168 3178 5907