Курьезный случай В Париже
Шахматисты, как и вообще творческие люди, при всех своих незаурядных способностях очень и очень часто являют миру примеры редкостной рассеянности, безалаберности, отрешенности от мира сего. Десятки раз на страницах газет и журналов всего мира рассказывалось о том, что, приехав в Париж, разместившись в гостинице и выйдя из нее, великий Эмануил Ласкер, доктор математики и философии, совершенно забыл, где остановился. Тогда он дал телеграмму своему другу в Лондон, бронировавшему Ласкеру номер в отеле, и начал ждать ответа. Час шел за часом, Лондон молчал, и Ласкер, по-шахматному разделив Париж на квадраты, начал поиски. Вычислив отель и зайдя в свою комнату, он нашел на столе долгожданный бланк телеграммы, на которой был указан его временный парижский адрес...
Можно вспомнить и австрийца Эрнста Грюнфельда, который на одном из турниров накануне партии с Ласкером проснулся, посмотрел на часы и увидел, что стрелки приближаются к 5 часам. Опаздываю на игру — решил Грюнфельд и заторопился к турнирному залу, никак не реагируя ни на темноту, ни на удивительную пустынность улиц. И только возле запертых дверей гроссмейстер очнулся: было 5 часов утра, а
тур, естественно, начинался в 5 часов пополудни...
Или Александр Алехин с его феноменальной памятью... Во время турнира в Кемери он несколько часов играл в бридж в салоне гостиницы, пока не схватился за голову:
— Совсем забыл, что запер в комнате свою супругу.
Курьезный случай в партии Алехина
А вот что вспоминает международный мастер Владас Микенас, очень авторитетная фигура в послевоенном шахматном мире. В 1937 году на турнире в Кемери его партия с чемпионом мира Алехиным, игравшим белыми, пришла к такому положению.
16...Кеf4!
«Я заметил, что Алехин вздрогнул — ход был неожиданным. Успокоившись, он поправил очки и, усевшись поудобнее, продумал 40 минут. Я был доволен тем, что Алехин отклонил жертву. Честно говоря, я не все рассчитал — пожертвовал коня интуитивно, из общих соображений.
17Фс4.
Теперь черные сильно ослабляют королевский фланг белых.
17...K:g2 18.Кр:g2 Фh3+ 19.Крh1 Ce6 20.Фе4 Сf5 21.Фе2 Фg4! 22.Лf1 Лас8 23.Ке4
только нервозностью можно объяснить, почему Алехин допустил такую ошибку. Следовало защищаться путем 23. Лас1.
Как раз в этот момент официантка принесла кофе. Алехин поблагодарил, но все время пристально смотрел на доску. Вместо сахара он машинально положил в чашечку белую пешку. Заметив "ошибку", сердито буркнул, оттолкнул чашечку и пролил кофе. Мне было неясно, почему Алехин так волнуется.
"Наверное, — подумал я, — Алехин заметил, что черные могут перейти в очень хорошее окончание, а он так надеялся на победу!?" И я мгновенно взял слоном коня...
23...С:е4
Трудно передать, как обрадовался Алехин. Дрожащей рукой он показал мне на поле с2 и, улыбнувшись, сказал: "Молодой человек, ходом Лc2 вы могли сразу выиграть". Тут уж я заметил эту возможность: 23...Лc2! 24.Ф:с2 Ф:f3 25.Крg1 Сh3, и мат неизбежен».
Партию Микенас все равно выиграл и потом всю жизнь ею гордился. А пешка, опущенная в кофе, фантастическим образом через 26 лет повторила этот маршрут. На чемпионате СССР в Ленинграде будущий гроссмейстер Алексей Суэтин был озабочен своей позицией против Владимира Багирова, попросил стакан чая и... Только пешка на сей раз почему-то оказалась черная и на кусок сахара походить ну никак не могла!
Забавный случай с Казачишиным
А вот забавный случай, произошедший в 1960 году во время соревнования в московской зоне лично-командного первенства Вооруженных Сил. Шел очередной тур. За одним из столиков играл перворазрядник Ф. Козачишин. Выиграв две пешки, он встал и начал прогуливаться по залу. Когда раздался звук переводимых часов, Козачишин быстро устремился к столику, сел и углубился в обдумывание очередного хода. Вскоре, однако, он стал тяжело вздыхать и вслух удивляться: «Вот ведь казалось, что добился материального перевеса, а на самом деле всего поровну». А в сторонке стояли участники турнира и улыбались. Дело в том, что в спешке Козачишин сел не за свою доску...