Когда молодой русский царь Петр впервые попал в Европу вместе с великим посольством, инкогнито, у него произошел, как бы мы сейчас сказали, культуршок. Он увидел не только более развитые в технологическом смысле страны, но и совершенно иной уклад жизни, в том числе другой внешний вид европейцев. В Европе носили другую одежду, парики и не носили длинных бород.
Решив ввести Россию в семью европейских народов, Петр по возвращению начал круто менять жизнь своих подданных, в связи с чем началось и искоренение бород. Разумеется, подобное решение было волюнтаристским, противоречащим традиции и вызывало сопротивление со стороны бородачей.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях
Указ о брадобритии был издан в 1705 году. Согласно ему бороды объявлялись вне закона, их теперь могли носить только священнослужители и крестьяне, притом последние — только за пределами Москвы. В Москве же чистые подбородки должны были быть и у крестьян. Понятное дело, в реальности это было невозможно. Не мог же крестьянин брить бороду при въезде в столицу, а возвращаясь в деревню, мгновенно отрастить на лице волосы.
Кроме того, многие бояре и прочие, не последние в стране, люди готовы были даже умереть за свои бороды и не допустить "срама", являясь перед обществом с безбородым лицом.
Поэтому было принято решение ввести бородовую пошлину. Я думаю, что Петр изначально так и решил, стране нужны были деньги, а где их взять, как не у народа же? Он и так был обложен налогами с ног до головы, за что еще можно взять налог? А вот борода! Все трудоспособное население России было бородатым, так что ежегодная пошлина за право носить на лице растительность могла существенно пополнить казну. На несчастных крестьян наложили еще одну напасть — те из них, кто приезжал в Москву, должны были иметь бородовой знак. Это же касалось и всех, желающий оставить при себе бороду.
Отвечал за исполнение указа стольник Данила Бутурлин (сам тщательно выбритый). Он должен был донести до населения радостную весть. В отсутствие иных средств связи, кроме как ноги гонца, о бородовой пошлине россияне за пределами Москвы узнали только к 1706 году. Всякие там дьяки и прочий служивый люд, чертыхаясь, выбрились, а крестьяне из глубинки в Москву не ездили, так что остались при бороде. Потом об указе постепенно забыли. Казна, кстати, денег от бородовой пошлины получила не так и много.
Читайте еще на моем канале:
Будете в Пскове, сходите в Палаты Постниковых, почувствуйте себя в гостях у купца XVII века