6,4K подписчиков

Историю Англии в лицах можно увидеть в Лондонской портретной галерее: это потрясающее путешествие во времени

206 прочитали

Среди музеев, которые я хотел бы непременно посетить, как только это станет возможным без прививок, справок и масок, обязательно надо назвать Лондонскую портретную галерею. Этот музей интересен любому, кого волнует история, особенно английская. Невозможно спорить с тем (а мы и не будем), что вклад англичан в мировую культуру огромен, притом в самых разных областях - в искусстве, науке, философии, религии, политике...

Национальная портретная галерея в Лондоне является хранилищем портретов исторических личностей Великобритании. Это буквально история в лицах.

Национальная портретная галерея в Лондоне. Фото из открытого источника в Яндексе.
Национальная портретная галерея в Лондоне. Фото из открытого источника в Яндексе.

Созданная в 1856 году, галерея не сразу нашла свое постоянное место, экспозицию переносили то туда, то сюда. Она расположилась в здании на площади Святого Мартина, где ее можно найти сейчас, только в 1896 году. Тут рядом находится и картинная галерея. Музей сразу создавался как то место, где будут выставляться исключительно портреты выдающихся англичан. Первым экспонатом стал известный портрет Уильяма Шекспира, так называемый чандосовский.

Этот портрет создавался примерно в 1600-1610 годы. Точно неизвестно, кто там нем изображен, но в тот период, когда владельцы музея купили его, все были уверены, что это изображение великого драматурга. Сейчас такой уверенности нет.

Джон Тейлор (?). Предполагаемый портрет У. Шекспира.
Джон Тейлор (?). Предполагаемый портрет У. Шекспира.

Однако это не делает портрет менее известным. А тот факт, что именно портрет Шекспира стал первым экспонатом музея, говорит о приоритетах этого заведения.

Начало экспозиции относится к в эпохе Шекспира, то есть ко временам Тюдоров. Далее, от зала к залу, посетители будто рассекают толщи времени, попадая из одной эпохи в другую. Меняются костюмы, но лица людей с портретов смотрят на нас так внимательно.

Мне хочется особенно увидеть из тюдоровских времен семейный портрет Томаса Мора, автора знаменитой "Утопии". Как известно, философ погиб на плахе. Такие были жестокие времена.

Ганс Гольбейн младший "Портрет сэра Томаса Мора и его семьи"
Ганс Гольбейн младший "Портрет сэра Томаса Мора и его семьи"

Томас Мор не только книжки писал, он занимал и важную государственную должность лорда-канцлера. За это и поплатился...

Портретная галерея, найдя свое постоянное пристанище, регулярно расширялась, так что к зданию пристраивали то одно, то другое крыло. Это и немудрено, ведь знаменитых личностей в Великобритании становилось все больше. Вход в музей, кстати, бесплатный. Правда, ненавязчиво с посетителей пытаются вытянуть пожертвование, но если его не давать, никто не посмотрит осуждающе. Дело добровольное.

Наибольшее пожертвование пока было сделано в 2008 году, сумма 5 миллионов фунтов стерлингов от лица американца Рэнди Лернера, владельца английского футбольного клуба «Астон Вилла».

Патрик Брануэл Бронте "Портрет сестер Бронте (Энн, Эмили, Шарлотта)"
Патрик Брануэл Бронте "Портрет сестер Бронте (Энн, Эмили, Шарлотта)"

Мастерство исполнения полотен не равноценно, но для галереи важна не столько художественная ценность экспонатов, сколько историческая. Важно показать лица людей. Например, вот тройной портрет сестер Бронте, сделанный их братом Патриком. Работа не отличается шедевральностью, зато достоверно передает облик знаменитых сестер, ставших известными писательницами.

Признаюсь, сам я прочел только книжку одной из них - Шарлотты, под названием "Джен Эйр". Читали? Проза дамская, но я читал, помнится, с удовольствием. А жена так вообще регулярно перечитывает.

Джейн Боун "Рудольф Нуриев", 1963 г.
Джейн Боун "Рудольф Нуриев", 1963 г.

В галерее есть не только картины, но и фотографии. Современных выдающихся людей чаще фотографируют, чем пишут с них картину маслом. Вот, кстати, прекрасный фотопортрет Рудольфа Нуриева, танцовщика, который в 60-е годы произвел фурор, оставшись на Западе во время гастролей ленинградского Кировского театра. Дело было в Париже.

Каким боком он вдруг - знаменитый англичанин?! - спросите вы. Прямым! Более пятнадцати лет Нуреев работал в лондонском Королевском балете и был постоянным партнёром английской звезды Марго Фонтейн. Оба внесли огромный вклад в развитие мирового балета.

Надо напоследок заметить, что попасть в музей в качестве экспоната портрет знаменитого британца может только после смерти данного человека.

Читайте еще на моем канале:

Элегантность и качество за небольшие деньги: мои покупки в "Фамилии"

Каким становится старое сломанное кресло, когда за его реставрацию берется мастер