Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости моего канала!» Рада приветствовать всех у себя на странице. Меня зовут Анна. В 2023 году нам с мужем предстоит первый дачный сезон. Очень хочется восстановить с Божьей помощью нашу старую семейную дачу, с которой связаны дорогие для меня воспоминания.
ПУТЬ ДОМОЙ
Уже давно я просила разрешения у папы съездить на дачу. Но он, как я писала выше, несмотря на то, что мы хорошо и тепло общались, всегда находил причины для отказа. Я знала, что сам он бывает там очень редко. В основном, дачей пользовалась его подруга. И он, избегая скандалов, не хотел, чтобы мы туда ездили.
Помогла нам погода. Прошлая осень в наших краях была очень дождливой. Постоянная слякоть не позволяла этой мадам приезжать на дачу, когда ей вздумается. В конце октября, когда пришла пора укрывать виноград, я предложила папе свою помощь. И он, - о, чудо! – согласился и дал нам ключи.
24 октября мы с мужем поехали на родительскую дачу. С остановки автобуса я только что чуть не бежала – так мне не терпелось увидеть с пригорочка острую крышу нашего домика. Радость, беспокойство, страх накрывали меня. Давно я не испытывала такого волнения!
Но, знаете, с чем сравнить мое первое впечатление от увиденного? Как в каком-то фильме, когда главный герой торопился увидеть родной дом, а пришел к пепелищу. Вот так и я.
Я, конечно, понимала, что через столько лет увижу совсем другую дачу, не мамину, так как хозяйничала там все это время чужая женщина. Старалась себя подготовить к этому, но то, что предстало перед нашими взорами, не рисовала я себе даже в страшном сне.
Был золотой октябрьский день, и это еще скрасило убогую картину. Но и то что мы видели, повергло в шок. По всему участку валялись кучи мусора – какие-то старые ржавые ведра, прелые половики, палки, битые кирпичи, сломанная мебель. Виноград не поднятый с весны громоздился высохшими куртинами. Винограда у папы много, даже не смогу сосчитать сколько шпалер. В былые времена он был папиной гордостью. Он уделял выращиванию винограда много времени и сил, умел делать отличное вино. Так вот, поднят виноград был всего на двух шпалерах. Жалко смотрелись неубранные, вымокшие от дождей грозди. Конечно, прошлый год был вовсе не виноградный, но все же какой-никакой урожай можно было снять. Большинство лоз лежали на земле или жалко свисали со сломанных подпор.
Сарай, увитый ранее тем же виноградом, а теперь обнажая покосившиеся стены, стоял заваленный каким-то хламом, отчего выглядел очень убого.
Увидели мы и нее обрезавшиеся давным-давно яблони, под ними кучи неубранных гнилых плодов. Высохшие вишни и ирга. Уже, ставшая дикой, малина. Не увидела я и пионовых кустов (позже отыскала парочку в высокой траве; может, весной и другие покажутся!)
Видимо, участок, хоть и не весь целиком, иногда косили. Но бурьян выше меня ростом рос возле забора и стен дома. А посреди всего этого безобразия буйно доцветали мамины розы. Не все, конечно, многие пропали. Не прополотые, в траве, они гордо цвели. В палисаднике мы нашли и плетистую розу. Часто я вспоминала об этой розе рассматривая старые фото. Она выполняла роль зеленой занавеси на крылечке, где мы, любили сидеть по вечерам. Не думала, что она сохранилась, но, рассматривая кучи травы под ногами, я вдруг заметила ее побеги живые, зеленые! Как я радовалась! Ведь розы это была особая мамина любовь.
Расскажу даже об одном сне. В эти осенние дни, когда я так переживала все описываемые выше события приснился маминой сестре, с которой они были очень близки, сон. Будто мама держит в руках большую корзину роз, вдыхает их аромат, прижимается щекой к лепесткам. И говорит: « Как же хочу я на дачу! Как долго я там не была!» Этот сон, рассказанный тетей бы мне в укрепление в те тяжелые непростые дни.
В разговорах папа говорил, что Светлана Ивановна хорошо следит за дачей, сажает и выращивает урожай, ухаживает за цветами. Я бродила по участку, на котором не осталось ни одной дорожки и пыталась найти хоть что-то то, за чем так «заботливо» ухаживала подруга отца. Нашла штук семь кустиков помидор. Их так и не сняли с куста и они, увядшие, прятались среди травы. В запущенной каркасной грядке росли сорняки. Больше не было никаких посадок. За домом я обнаружила яму и долго не могла понять, для чего она там выкопана. И только найдя несколько забытых головок чеснока, поняла, что в ней сажали. Еще я увидела под яблоней можжевельник, неизвестно для чего там посаженный. Все остальные сохранившиеся кусты (смородина, крыжовник) были посажены еще мамой.
Мы настолько были ошеломлены увиденным, что минут двадцать просто ходили по участку, не заходя в дом.
А когда вошли - увидели то же запустение. Все было захламлено, может, чуть меньше, чем на участке. И кругом жуткая грязь. Я не оправдываю отца. Прежде всего, он и только он должен был поддерживать дачу в нормальном состоянии. Но, если учитывать, что последний год дачей в основном пользовалась эта женщина, то можно сделать выводы о ее помощи.
Мы пробыли на даче до вечера. Я обрезала розы, укрывала их плохоньким спанбондом, сооружаяиз стульев укрытие. Муж опускал виноград, убирал, разбросанные по участку инструменты. А потом мы уселись на резном крылечке, которое когда-то мой папа специально мастерил для мамы, пили чай из термоса, и вспоминала эту дачу другой. И я уже знала, что никто чужой больше не посмеет завладеть этим местом. Меня не пугала разруха вокруг. Я была уверена, что обязательно с Божьей помощью нам удастся восстановить здесь былой маленький рай. Главным было другое: я вернулась ДОМОЙ.
_____________________________________________________________
Это окончание моего цикла рассказов о том, как мы решили стать дачниками. На протяжении всего времени, что я писала, события вокруг нашей семейной дачи продолжали развиваться. Чтобы не возвращаться к этой теме в последующем, скажу, что 9 февраля я стала полноправной хозяйкой. Папа сам изъявил желание сделать мне такой подарок. Половину стоимости участка я отдала брату. А весной мы с мужем начнем восстанавливать свой сад, и в истории нашей семейной дачи откроется новая страница.
Вся история с самого начала.
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6