Найти тему
Окно в Италию

Porta San Frediano и почему пленные пизанцы целовали живого львёнка в «сладкое место»?

Стоя под ними, чувствуешь себя «Гулливером в стране великанов». Чуть дальше отходишь, уже и проезжающие под ними машинки кажутся лилипушечными.

И это они ещё были опущены в XVI веке, как и все башни и ворота в других районах, кроме района Сан Никколò.

Продолжаем путешествие вдоль древних стен города. Начало здесь.

Панорама на ворота Сан Фредиано со стороны Пизанской улицы
Панорама на ворота Сан Фредиано со стороны Пизанской улицы

По улице вдоль Стены Святой Розы (Via lungo le Mura di Santa Rosa) идём к воротам Святого Фредиано (Porta San Frediano). И сегодня мало кто знает, даже из ныне живущих флорентийцев, что это самые большие ворота Флоренции.

Улице Вдоль Стен Святой Розы
Улице Вдоль Стен Святой Розы

Они были построены между 1333 и 1334 годами, вероятно, по проекту Андреа Пизано (Andrea Pisano) на дороге, ведущей из Пизы, которая сегодня носит название Пизанская улица (Via Pisana) и начинается прямо от ворот.

Это были входные ворота для тех, кто направлялся во Флоренцию из Пизы. Старые ворота в борго Сан Фредиано, принадлежавшие первому муниципальному кругу, были снесены и в конце XIII века приступили к строительству второго круга стен. Предполагалось, что это будут самые внушительные ворота в стене и их первоначальная высота составляла примерно 35 метров, однако они так и не были достроены, а в XVI веке их опустили и сейчас они имеют высоту чуть больше 20 метров и в ширину 17 метров. Но даже при таких размерах у них ну очень внушительный и строгий вид.

Вид на ворота Сан Фредиано со стороны площади Верцайя борго Сан Фредиано
Вид на ворота Сан Фредиано со стороны площади Верцайя борго Сан Фредиано

В начале именовались воротами Верцайя (Porta Verzaia), потому что в окрестностях выращивали определённый тип капусты - верца (verza).

Капуста Верца
Капуста Верца

Сейчас так называется площадь - Верцайя (Piazza di Verzaia) перед воротами и башня между башенкой Санта Роза и воротами Сан Фредиано. Ворота и обе башни соединены зубчатыми стенами в «стиле» гвельфов. И прежде всего для защиты, но эстеты-флорентийцы всегда верны себе и своим традициям.

Из истории Флоренции Пьеро Барджеллини:
«... внутри они (ворота) часто имели люнет над порталом, расписанный фресками известных художников эпохи с защитными священными изображениями, часто посвящёнными Мадонне с младенцем с ангелами и святыми; почти полностью утерян ряд статуй внутри каждой двери, которые напоминали некоторых выдающихся флорентийских личностей: Данте, Петрарка, Боккаччо, Заноби ди Страда, Арриго да Сеттимелло, Колуччо Салютати, Леонардо Бруни, Карло Марсуппини, говорящих о том, что каждый сильный гражданин гордится своей «славой».
Башня Верцайа (Torre Verzaia) с гербом великой флорентийской династии Медичи
Башня Верцайа (Torre Verzaia) с гербом великой флорентийской династии Медичи

В этой оставшейся части стены очень хорошо видно как была соединена оборонительная конструкция для повышения безопасности и её строгая и величественная красота.

Фрагмент холста «Флоренция около 1490 года», Франческо и Раффаелло Петрини, 1887 год, В центре ворота Сан Фредиано, левее башня Верцайя
Фрагмент холста «Флоренция около 1490 года», Франческо и Раффаелло Петрини, 1887 год, В центре ворота Сан Фредиано, левее башня Верцайя

На внешнем фасаде ворота были украшены статуями львов, а под крышей имелись четыре бойницы. Были и имелись...

До наших дней отлично сохранились кованные железные кольца для привязывания лошадей и опоры для факелов тоже из кованого железа. И самая настоящая оригинальная дверь со времён постройки ворот. Грандиозная массивная деревянная дверь из дуба высотой 13 метров с засовом.

И самые настоящие ключи от неё сегодня хранятся в музее Трачче (Museo Tracce) в Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio).

Ключи от ворот Сан Фредиано
Ключи от ворот Сан Фредиано

На внешней и на внутренней сторонах ворот хорошо виден выбитый герб Флоренции.

Герб с внутренней стороны ворот
Герб с внутренней стороны ворот

В XVI веке ворота Сан Фредиано были опущены из-за опасения, что их высота будет прекрасной мишенью для обстрела вражескими пушками Карла V.

Флоренция готовилась к обороне! Важно отметить (это тоже очень большая глава истории Флоренции), что все ворота города, кроме ворот в районе Сан Никколò, были опущены, чтобы сделать их менее уязвимыми для артиллерийских обстрелов, а в 1530 году вокруг церкви Сан Миниато были добавлены укрепления, чтобы подготовить оборону Флоренции от войск Карла V. Инспектором городских стен был Микеланджело. По его распоряжению стены удлинили на юг и окружили ими холм Сан Миниато, с которого хорошо просматривался центр города.

Но всё это было позже, а пока, в XIV веке, соблюдая свои традиции флорентийцы установили рядом с воротами Сан Фредиано статую Марзокко.

И после поражения Пизы в самой известной средневековой войне в 1364 году в Кашине через эту дверь пропускали пленных пизанцев.

Предпосылка сражения при Кашине кажется, на первый взгляд, глупой, но в те времена, хотя и сейчас в отношениях между людьми мало что изменилось, семьи могли враждовать только из-за того, что кто-то не так посмотрел, не так сказал, чей-то сын окинул «нехорошим» взглядом чью-то дочь, дети во дворе подрались и начиналось. Обиды не прощались и эта вpaжда могла длиться годами, даже десятилетиями, а иногда и всю жизнь. Что уж говорить за всех флорентийцев, за весь город.

А экономико-политические интересы до того истощили оба города, Флоренцию и Пизу, что начались быстрые и короткие вторжения верхом на сторону врага. В одно из таких вторжений пизанцы оказались настолько близко у стен Флоренции, что это им подняло боевой дух. Они осмелели и решили поиздеваться.

Как пишет итальянский писатель и хронист Филиппо Виллани в книге «Новые Хроники»:
«Пизанцы играли в палио у моста в Рифреди (Rifredi), устраивали рыцарские турниры, чеканили монеты, вешали ослов под стенами Флоренции и делали много других насмешек над флорентийцами».

Это совсем не понравилось последним. А кому понравится видеть под своими стенами висящих ослов? Началась вoйна, в которой флорентийцы одержали победу.

Как пишет Филиппо Виллани:
«У дверей в Сан Фредиано, через которые вошёл победоносный капитан, он держал живого львёнка, чью зadницy целовали все пизанцы»
Победоносным капитаном хронист называет итальянского кондотьера Галеотто I Малатеста (Galeotto I Malatesta). В 1364 году он участвовал в войне между Флоренцией и Пизой. И в сражении при Кашине, что недалеко от Пизы, одержал победу над Джоном Хоквудом, капитаном пизанцев.

Таким образом флорентийцы пизанцам отомстили. Однако откуда в XIV веке во Флоренции появился маленький львёнок история и хронист умалчивают.

Но и это ещё не всё! В то время было принято называть ворота города откуда вела дорога, как, например, Римские ворота (Porta Romana), до которых мы ещё дойдём. Но флорентийцы, не простившие пизанцам ослов, наотрез отказались назвать ворота Пизанскими (Porta Pisana) и предпочли дать им имя борго, в который через них можно войти.

Именно «Битву при Кашине» Микеланджело хотел изобразить на одной из стен в Палаццо Веккьо в зале Пятисот (Il Salone dei Cinquecento), участвуя уже в мирной «битве» изобразительного искусства с Леонардо да Винчи. Но проект им так и не был начат. Леонардо да Винчи начал расписывать свою стену, но из-за рискованных экспериментов с разработанной им техникой росписи ему также пришлось отказаться от работы и она осталась незавершённой. А картоны с набросками Микеланджело бесследно исчезли. Впоследствии стены расписал Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) и очередные недавние исследования показали, что за стеной фрески Вазари есть другая стена, на которой, возможно, сохранилась начатая работа Леонардо да Винчи, но разрушать шедевр Вазари никто не будет.

Сегодня Борго Сан Фредиано — один из немногих в историческом центре, которому удалось сохранить настоящий флорентийский местный дух.

Домики борго Сан Фредиано
Домики борго Сан Фредиано

Он получил своё название от деревни Сан Фредиано, имевшей свою древнюю церковь на углу нынешней площади дель Кармине (Piazza del Carmine). Церквушка да наших дней не уцелела, но её именем назвали церковь, которую построили на месте монастыря Санта Мария дельи Анджели (Il monastero Santa Maria degli Angeli) на площади Честелло - Сан Фредиано в Честелло.

Замечательные ворота были отреставрированы и теперь иногда, ну правда очень редко, может быть раза три! в год, в рамках каких-нибудь праздников, на них поднимаются в составе бесплатных экскурсий от городских музеев Флоренции, что даёт возможность осмотреть ворота изнутри.

И так как они самые высокие, то с их высоты можно увидеть прекрасную панораму на Флоренцию и её живописные окрестности, насколько достанет глаз.

Но такую экскурсию ещё надо поймать - места вроде есть, но их уже нет!

Ворота со стороны сада  Анри́ Дюна́на
Ворота со стороны сада Анри́ Дюна́на

Слева или справа от ворот, смотря с какой стороны находиться, прорубили арку для облегчения прохода людей и выше красуется герб Флоренции из белого камня. Обогнув ворота, можно выйти на Пизанскую улицу и представить себя пленным пизанцем, но лучше всё-таки победоносным флорентийцем!

Гордо войти в ворота и далее прямо по улице Борго Сан Фредиано (Borgo San Frediano) или другими тихими атмосферными улочками дойти до площади дель Кармине (Piazza del Carmine), например, попутно любуясь чудесными фасадами домиков, скромными двориками и ухоженными садиками.

А можно повернуть направо и далее продолжить путь вдоль древней флорентийской стены по проспекту Людовико Ариосто (Viale Ludovico Ariosto) и Франческо Петрарки (Viale Francesco Petrarca) в сторону Римских ворот.

Торец ворот Сан Фредиано со стороны проспекта Людовико Ариосто
Торец ворот Сан Фредиано со стороны проспекта Людовико Ариосто

Всем интересных путешествий! Ваше Окно в Италию!

И да, надевайте удобную обувь. Путешествие будет долгим!

Все фото автора.

Пока я готовила эту статью закончилась реставрация фрески Пьета (Pietà - Сострадание) со святыми Иоанном Богословом и Марией Магдалиной Ридольфо дель Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio) в табернакле башенки Санта Роза и её открыли для публики. И это было несказанной радостью!

Правда стекло ещё не совсем чистое, остались надписи после реставрации и внутри пока лежит лестница, но это уже не так важно. Главное, что шедевр на месте и теперь им можно любоваться!

-14
Отражение из-за стекла не даёт, к сожалению, сделать фото более качественным
Отражение из-за стекла не даёт, к сожалению, сделать фото более качественным

Ну посмотрите! Разве она не прелесть?

Продолжение...