Найти тему
Окно в Италию

Борго Святого Фредиано и скиния Святой Розы. Путешествие вдоль древних стен Флоренции

Всем, кто хочет получить представление о том, как выглядела Флоренция в древние времена с её символическими памятниками и городскими стенами, я бы посоветовала попробовать обойти все оставшиеся ворота, башни и фрагменты стен города.

Но это не так просто сделать за короткое время даже живущему здесь флорентийцу, что уж говорить о путешественниках, приезжающих во Флоренцию на пару-тройку дней или, максимум, на неделю.

Поэтому приглашаю Вас совершить небольшие прогулки со мной вдоль оставшихся стен, башен и ворот и внимательно рассмотреть то, на что каждый день смотрит большое количество флорентийцев живущих в этих районах, спешащих мимо по делам, в то время как путешественники, сосредоточившись, главным образом, на самых значимых достопримечательностях Флоренции, до этих мест практически не доходят.

Панорама на Флоренцию с площадки церкви Сан Миниато
Панорама на Флоренцию с площадки церкви Сан Миниато

А между тем это не менее важные достопримечательности, если подумать, что Флоренция, на протяжении всей своей истории, имела шесть! разных кругов стен и, исследуя площади, улицы и церкви, сегодня можно увидеть на северном берегу реки Арно только некоторые сохранившиеся башни и ворота в город.

Флоренция около 1490 года, Франческо и Раффаелло Петрини, 1887 год, холст с оригинальной гравюры Флоренция (Вид на Цепь) Франческо ди Лоренцо Росселли, примерно 1471-1482 годы, В XVI веке все ворота города, кроме ворот Сан Никколò были опущены. Картина находится в Палаццо Веккьо, Сегодня доступ к ней ограничен
Флоренция около 1490 года, Франческо и Раффаелло Петрини, 1887 год, холст с оригинальной гравюры Флоренция (Вид на Цепь) Франческо ди Лоренцо Росселли, примерно 1471-1482 годы, В XVI веке все ворота города, кроме ворот Сан Никколò были опущены. Картина находится в Палаццо Веккьо, Сегодня доступ к ней ограничен

У историков в этом вопросе есть расхождения: сколько раз Флоренция перестраивала свои стены - 4 или 6.

Но, в любом случае, 4 или 6 - это очень большой кусок истории (отдельная тема для публикации) от основания Флоренции и до того момента, когда она была столицей Итальянского королевства и когда стены в северной части города были разрушены, чтобы освободить место для проспектов.

Проспект Антонио Грамши (Viale Antonio Gramsci)
Проспект Антонио Грамши (Viale Antonio Gramsci)

Только «По ту сторону Арно» сохранились несколько участков стен с башнями и воротами в районах Сан Фредиано и Сан Никколò.

Панорама на левый берег Арно с площади Микеланджело. Хорошо видно сохранившийся фрагмент стены от ворот Сан Джорджо до ворот Сан Никколо
Панорама на левый берег Арно с площади Микеланджело. Хорошо видно сохранившийся фрагмент стены от ворот Сан Джорджо до ворот Сан Никколо

Вот с этой стороны Арно мы и начнём наше путешествие, а по пути, по возможности, будем разглядывать и другие шедевры очаровательного города.

Панорама на церковь Святого Фредиано с Понте алла Каррайа на закате
Панорама на церковь Святого Фредиано с Понте алла Каррайа на закате

Если от маленькой площади имени Карло Гольдони (Carlo Goldoni - одна из неочевидных достопримечательностей Флоренции, о которой можно прочитать здесь) перейти Мост алла Карайя (Ponte alla Caraia) и, повернув вправо, пройтись по набережной Содерини (Lungarno Soderini), то можно прямо упереться в оставшийся небольшой фрагмент флорентийской древней городской стены в этом районе. Этот маленький райончик перед стеной называется Борго Святого Фредиано (Borgo San Frediano), с одноимённой церковью Святого Фредиано в Честелло (Chiesa di San Frediano in Cestello) на небольшой площади Честелло (Piazza di Cestello).

Из книги Пьеро Барджеллини об истории Флоренции:

«Название Честелло (Cestello - в переводе с итал. - Корзина) происходит от цистерцианских монахов, также называемых монахами корзины. В древние времена площадь называлась Птичий сквер Грифаньо (Piazza dell'Uccel Grifagno), потому что здесь находился тиратойо Шерстяного искусства (Arte della Lana) с таким любопытным названием».
Пьеро Барджеллини пишет, что Тиратойо - была фабрика шерстянщиков, довольно причудливое здание из камня с балконом, на котором сушилась шерсть. Здание ныне не существует поскольку в конце XIX века оно было полностью уничтожено пожаром, но оставило в истории города близлежащую площадь с таким названием - Piazza del Tiratoio.

Крайне редкий путешественник добирается до площади Честелло и до церкви, которую прекрасно видно уже с моста алла Каррайа. А между тем, это одна из великих церквей Флоренции, оставшаяся с недостроенным фасадом, и является одним из лучших образцов флорентийской архитектуры периода позднего барокко.

Вид на церковь Святого Фредиано с моста алла Каррайа
Вид на церковь Святого Фредиано с моста алла Каррайа

Церковь стоит на месте небольшого женского монастыря монастыря кармелиток Санта Мария дельи Анджели (Il piccolo monastero femminile carmelitano Santa Maria degli Angioli), основанного в 1450 году Николò Сичилиано (Nicolò Siciliano), кармелитом,

Так выглядел монастырь в XV веке
Так выглядел монастырь в XV веке

и переданного в 1628 году монахам цистерцианцам, которые поручили итальянскому архитектору и скульптору эпохи барокко Герардо Сильвани (Gherardo Silvani) построить нынешнюю церковь.

По первоначальному проекту фасад церкви должен был бы глазеть на Борго Сан Фредиано, но монахи решили, что пусть лучше он любуется рекой и центром города.

На площади Честелло сегодня парковка, поэтому включаем её в фото, как объект цивилизации
На площади Честелло сегодня парковка, поэтому включаем её в фото, как объект цивилизации

Работы по реконструкции были завершены в 1689 году, когда флорентийский архитектор Антонио Мария Ферри (Antonio Maria Ferri) построил купол.

-10

Фасад не был достроен и остаётся незавершённым по сей день, что также является визитной карточкой церкви наравне с другими замечательными храмами Флоренции, имеющими незавершённые фасады.

Незавершённый фасад церкви Святого Фредиана
Незавершённый фасад церкви Святого Фредиана

В 1783 году церковь была преобразована в приход, а монастырь упразднён и теперь это резиденция архиепископской семинарии, которая действует по сей день.

Внутренний интерьер церкви очень красив. По сравнению со многими другими церквями в ней очень светло, благодаря нежно-зефирному цвету штукатурки и свету, падающему из больших окон купола.

-12

Купол украшен фресками со сценами Славы Магдалины (Gloria della Maddalena) и Добродетели (della Virtù).

-13

На площади Честелло расположено ещё одно уникальное элегантное здание с большим гербом Медичи и интересным названием - Зернохранилище изобилия (Granaio dell'Abbondanza). Оно построено в 1695 году архитектором Джован Баттиста Фоджини (Giovan Battista Foggini) по указу великого герцога Козимо III Медичи (Granduca Cosimo III Dè Medici), чтобы сохранить зерно в случае голода. Разглядывая фасад, можно подумать, что это есть всё здание, но на самом деле, если его обойти вокруг, то можно обнаружить квадрат с довольно мощными стенами, поэтому выглядит оно, как крепость в миниатюре.

Сегодня здание принадлежит Фонду Cassa di Risparmio di Firenze (Сберегательный банк Флоренции) и после внутренней реконструкции в 2021 году в нём открылся центр инновационных технологий.

Борго Сан Фредиано уже в те времена считался «индустриальным центром», так как в конце XVII века здесь было сосредоточено большинство фабрик по воле великого герцога Козимо III Медичи.

Древняя флорентийская шёлковая фабрика (Antico Setificio Fiorentino) и сейчас работает, где шёлк до сих пор обрабатывают в соответствии с древними традициями гильдий на ручных ткацких станках 1700-х годов и на механических ткацких станках 1800-х годов, среди которых выделяется проект Леонардо да Винчи.

-15

Древнюю фабрику сегодня можно посетить в составе экскурсии и даже приобрести понравившиеся ткани прямо на месте.

А дальше набережная Содерини ведёт к башенке Святой Розы (Torrino di Santa Rosa). Она является частью древних стен XIV века, окружавших Борго Сан Фредиано и ограничивавших конец города того периода.

Угол набережной Содерини и улицы вдоль Стены Святой Розы
Угол набережной Содерини и улицы вдоль Стены Святой Розы

Это была последняя сохранившаяся сторожевая башня этого древнего круга стен и прежде называлась Башня Сардинья (Torre della Sardigna) или Мусорная башня, потому что тогда за этой башней за стенами вдоль берегов реки Арно находилась невозделанная территория и использовалась как «свалка».

Торрино Санта Роза, фрагмент холста «Флоренция» около 1490 года, Франческо и Раффаелло Петрини, 1887 год,
Торрино Санта Роза, фрагмент холста «Флоренция» около 1490 года, Франческо и Раффаелло Петрини, 1887 год,

Мусор и туши мёртвых животных просто выбрасывали на открытый воздух, оставляя на съедение диким животным и хищным птицам. Это был, так называемый, пункт сбора нечистот Флоренции того времени.

Вид на башню со стороны сада Анри́ Дюна́на. В XVI веке башенка была сильно опущена
Вид на башню со стороны сада Анри́ Дюна́на. В XVI веке башенка была сильно опущена

Рядом с башенкой находится табернакль (скиния) Санта Роза с фреской, изображающей Пьету (Pietà - Сострадание) со святыми Иоанном Богословом и Марией Магдалиной.

В XIX веке правительство Тосканы решило построить скинию в неоготическом стиле рядом с башней, чтобы сохранить фреску, чудом оставшуюся «в живых» из мужской молельни Санта Роза, примыкавшей к монастырю, которая была разрушена в 1748 году и от которой не осталось и следа. Эта фреска была местом паломничества со всей Италии: монахи считали её чудотворной, поэтому спасли и потом поместили внутри скинии.

Башенка получила новое название Санта Роза от табернакля, а название табернакля, по-видимому, следует из названия бывшей мужской молельни, из которой спасли фреску,
Башенка получила новое название Санта Роза от табернакля, а название табернакля, по-видимому, следует из названия бывшей мужской молельни, из которой спасли фреску,

Работа приписывается Ридольфо дель Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), сыну Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), в чьей мастерской юный Микеланджело постигал азы рисования.

Увидеть её мне не удалось, потому что в данный момент скиния «замурована» фанерой и не обнаружено никаких объясняющих вывесок. Очень надеюсь, что она на месте, сейчас на реставрации и в скором времени снова откроется.

-21

Сегодня никакой свалки, разумеется, нет и поэтому через арку можно и нужно выйти за пределы стены и продолжить прогулку по набережной Святой Розы. Или сразу повернуть налево и приземлиться на чашечку кофе в местной кафешке-бистро Санта Роза в саду Анри́ Дюна́на (Henry Dunant - создатель международного комитета Красного Креста), которая летом становится одной из площадок во время проведения джазового фестиваля.

Выпив чашечку кофе, можно через сад прогуляться до ворот Святого Фредиано (Porta San Frediano).

-23

А можно также оценить размеры и мощь стены и башни Верцайа со стороны набережной Содерини, если от башенки сразу свернуть налево и дойти до ворот по улице с названием Вдоль Стен Святой Розы (Via lungo le Mura di Santa Rosa).

Улице Вдоль Стен Святой Розы
Улице Вдоль Стен Святой Розы

И сегодня мало кто знает, даже из ныне живущих флорентийцев, что это самые большие ворота Флоренции.

Но это уже другая история.

Все фото автора.

BORGO SAN FREDIANO AL TRAMONTO

-25

БОРГО СВЯТОГО ФРЕДИАНО НА ЗАКАТЕ (с моста алла Каррайа)

А, перейдя мост, прежде, чем повернуть направо, лучше сразу подкрепиться вкуснейшим мороженым из джелатерии Ла Каррайа (Gelateria La Carraia), которая находится прямо напротив моста, при условии, что нет страха потерять фигуру.

-26

Историю самого вкусного итальянского десерта и мои исследования можно прочитать здесь.

Вступительная статья получилась довольно внушительной, но в ней, однако, всё очень и очень кратко. Другие, надеюсь, будут короче, хотя, как не стремись к чеховской «сестре таланта», «краткости» всё равно не получается, ибо историю нельзя рассказать в двух словах, образно говоря. Ну и мои видео, конечно, далеко опережают мои статьи. А может это даже лучше. Вот такие дела!

Всем удивительных путешествий и новых открытий. Ваше Окно в Италию!